Таинство покаяния в вопросах и ответах | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Требы Таинство покаяния в вопросах и ответах

Таинство покаяния в вопросах и ответах


Таинство покаяния в вопросах и ответах

Таинство покаяния (исповедь) - Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Так как власть вязать и решить дана Господом апостолам и их преемникам, то Таинство покаяния могут совершать только епископы и законно рукоположенные епископами пресвитеры.

Установление Таинства

Установление сего Таинства ведет начало от Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего Своим ученикам: «Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы... Им же отпустите грехи, отпустятся им: им же держите, держатся» (Ин. 20: 21-23).

В первые три века Христианства, если кто-либо впадал в особенно тяжкий грех, каковыми признавались: отпадение от веры, убийство и блуд, таковой совершенно отлучался от Церкви. Если же он изъявлял искреннее раскаяние и желание вновь быть принятым в Церковь, он должен был исповедать свой грех публично, перед всею Церковью и пройти в течение нескольких лет, в доказательство искренности своего раскаяния, разные степени испытания.

С конца 3-го века входит в употребление частная исповедь, наедине перед духовником. Главным поводом к введению такой частной исповеди был раскол новациан. Два пресвитера Новаций римский и Новат карфагенский начали учить, что впадшие в тяжкие грехи после крещения совсем не могут быть разрешаемы. Церковь осудила их учение и в предотвращение нарекания от еретиков и соблазна для слабых, предоставила епископам власть назначать особенных пресвитеров, известных своею жизнью и опытностью духовной, духовниками и поручать им принимать исповедание во грехах наедине.

Преимущественным временем для исповеди считаются посты, но можно совершать Таинство покаяния и во всякое другое время. Переходить от одного духовника к другому без особенных причин церковными правилами запрещается (Ап. пр. 12, Москов. соб. 1677 гл. 6), особенно состоящим под епитимией.

Как приготовиться к Таинству исповеди

В настоящее время частная исповедь в храмах Русской Православной Церкви принимается священнослужителями ежедневно, как правило, во время утреннего и вечернего богослужений. Если исповедующийся не собирается приступать к Таинству Евхаристии, то говение перед исповедью не полагается.

Непременными условиями Таинства исповеди являются сокрушение о содеянных грехах, суд совести, осуждение своего греховного прошлого, ненависть ко греху, решимость отказаться от греховного направления своей воли, твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою жизнь. Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией.

Священник принимает исповедника пред аналоем, на котором лежат символы искупления нашего – Святое Евангелие и Крест. Кающийся со смирением трижды повергается ниц перед ними, как бы перед Самим Господом, своим Искупителем и Судиею. Тогда священник читает ему «Последование о исповедании». Это последование читается обыкновенно сразу для всех исповедующихся вместе, если исповедуется не один, а многие. Но самая исповедь, по указанию Требника, должна быть наедине с каждым человеком, хотя бы то был малолетний. После разрешительной молитвы кающийся целует Евангелие и Крест и берет благословение.

К Таинству исповеди приступают все крещенные православные христиане с 7-летняго возраста.

Ни один священник не имеет права отказать в исповеди православному христианину, обращающемуся от греха (Апостольское правило 52), особенно же в случае, когда необходимо немедленно исповедовать больного.

Епитимия

После исповеди священник может дать кающемуся «канон против согрешения его», то есть налагает на него епитимию за грехи. Епитимия от греческого «епитимао» (επιτιμαω - запрещаю, а επιτιμιον - наказание, возмездие) – прещения, которые налагаются или в виде духовного наказания грешнику (отлучение на известный срок от Святого причащения) или в виде духовного врачевства (пост, поклоны, милостыня, молитвы). Епитимия налагается для духовной пользы покаявшегося, как благочестивое упражнение, которое помогает избавиться от плохого навыка грешить.

По канонам за многие тяжкие грехи полагается отлучение на несколько лет от Святого причащения, причем разрешается только пить «агиасму», то есть Богоявленскую Святую воду. Отлучению от Святых Таин духовник без архиерея сам подвергнуть не может. В настоящее время, в виду общего упадка религиозно-нравственной жизни, отлучение от Святого причащения на большие сроки не допускается.

Для исполнившего епитимию в Требнике положена особая молитва над разрешающим от запрещения.

В Благовещенском кафедральном соборе Таинство исповеди совершается ежедневно перед Божественной литургией и на вечернем богослужении. Так же исповедоваться можно в нашем соборе в любое время дня (c 11:00 до 15:30) у дежурного священника.





Возврат к списку