Таинство Евхаристии в вопросах и ответах | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Требы Таинство Евхаристии в вопросах и ответах

Таинство Евхаристии в вопросах и ответах


Таинство Евхаристии в вопросах и ответах

Таинство причащения, или Евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение») – одно из семи Таинств Русской Православной Церкви, установленное самим Господом нашим Иисусом Христом, занимающее центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Церкви.

В Таинстве Евхаристии верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Установление Таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии было совершено Спасителем на Тайной Вечери, о которой рассказывают все четыре евангелиста, а также апостол Павел: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете» (1Кор. 11:23–26).

Господь претворил хлеб и вино в Свои Тело и Кровь и заповедал апостолам, а через них их приемникам – епископам и пресвитерам совершать это Таинство.

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Первоначально Евхаристия являлась трапезой, сопровождавшейся чтением Писания, пением псалмов, проповедью и молитвой, иногда она продолжалась всю ночь. Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста и литургия Преждеосвященных Даров повсеместно стали служится к XII веку.

Как готовится к Таинству Евхаристии?

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником Святых Тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают:

1) покаянный канон ко Господу Иисусу Христу;

2) молебный канон ко Пресвятой Богородице;

3) канон Ангелу-хранителю.

4) Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед приобщением Святых Христовых Таин по Уставу положен трехдневный пост: исключается любая пища животного происхождения. Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней. Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни. Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении, не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

В период подготовки к Таинству следует отказаться от развлечений, просмотра телевизора. Читать Святое Евангелие, духовную литературу, примирится с ближними, простить обиды.

Причащаются Святых Даров строго натощак.

Непременным условием приобщения Святых Таинств является исповедь – очищение души от грехов, соделывание ее храмом для принятия Христа.

Как часто причащаться Святых Таин?

В первые века христианства верующие причащались очень часто. Многие каждый день. В настоящее время воцерковленные христиане стараются приобщаться Святых Даров за каждой воскресной литургией. Но, частое причащение не должно войти в привычку, не должно стать формальным. Мера же частоты причащения устанавливается духовником или священником индивидуально. Но приобщение должно происходить не реже одного раза в месяц.

Перед Святым причащением и во время Святого причащения

Святые Даров выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Святой Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Святые Тайны, не крестясь, поцеловать край Чаши (он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода) и отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После принятия Святых Даров

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой). Земные поклоны после приобщения не совершаются.

В день Святого причащения нужно вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».




Возврат к списку