Таинство елеосвящения (соборование) | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Требы Таинство елеосвящения (соборование)

Таинство елеосвящения (соборование)


Таинство елеосвящения (соборование)

Таинство елеосвящения – есть Таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные.

 

Установление Таинства елеосвящения (соборование)

 

Таинство елеосвящения установлено в Церкви на основании слов св. апостола Иакова, который говорит: "Болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему" (Иак.5: 14-15). Святая Церковь учредила это Таинство, основываясь и на словах Господа, сказавшего Своим ученикам, когда Он послал их на проповедь: "Болящие исцеляйте, прокаженные очищайте..." (Мф. 10: 8). Также подтверждением для этого служат слова св. Евангелиста Марка, который говорит о том, как свв. апостолы, будучи посланы Господом с проповедью, исцеляли больных: "И изшедше проповедаху да покаются: и бесы многие изгоняху: и мазаху маслом многие недужные, и исцелеваху" (Мк. 6: 12-13). Таким образом, мы видим что Таинство Елеосвящения, имеет богоучрежденный характер. По церковным историческим памятникам можно проследить, что Таинство Елеосвящения совершалось над больными в первые и последующие века в Церкви Христовой.

 

Над кем может совершаться Таинство елеосвящения?

 

Таинство елеосвящения совершается только над больными (Номокан. 163) и запрещается совершать его над здоровыми и над умершими. К этому таинству болящий должен приготовиться покаянием и исповедью своих прегрешений, и после или прежде елеосвящения приобщается св. Христовых Таин. Елеосвящение может быть повторяемо. Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, если больной может оставить одр, или дома, среди собрания людей, при этом собором семи пресвитеров. Соответственно этому и самое чинопоследование имеет семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелия, семь молитв и столько же помазаний. Число семь избрано в знак семи даров Святого Духа и в сообразность с семью молитвами пр. Илии, которыми он заключил небо, и сообразно с семикратным погружением Неемана во Иордане, после чего он очистился от проказы. В крайнем случае елеосвящение может быть совершено и меньшим числом священников и даже одним но и в этом случае таинство совершается от лица полного собора семи пресвитеров и должны быть прочтены все семь молитв и совершены все семь помазаний.

 

Как совершается Таинство елеосвящения

 

Для совершения Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницей, зерна которой символизируют зародыш новой жизни выздоровление от болезни и всеобщего воскресения. Сверху ставится "кандило праздное," то есть сосуд, в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления, и вино, в знамение крови Христовой, излиянной за наше спасение. Соединение елея с вином делается в подражание врачевству, которое употребил милосердный самарянин для впадшего в разбойники (Лук. 10: 30). Около сосуда водружаются в пшеницу семь стручцев, обвитых хлопчатою бумагою (ватой) для помазания и вставляются семь свечей. На столе полагаются Евангелие и Крест. Священники, облаченные в фелони, становятся около стола с возжженными свечами в руках. Свечи раздаются и всем присутствующим, начиная с самого болящего. Первый из священников, окадив стол и всех людей, обратясь к востоку, начинает таинство возгласом: "Благословен Бог наш..." Все чинопоследование можно разделить на три составные части: 1. Молебное пение, 2. Освящение елея и 3. Помазание болящего елеем.

 

Чинопоследование Таинства

 

Первая часть это молебное пение, и оно напоминает собою утреню в дни поста. После предначинательных молитв, как бы вместо шестопсалмия, читается последний псалом его 142: "Господи, услыши молитву мою," произносится малая ектения: "Паки и паки" с возгласом великой: "Яко подобает тебе," поется "Аллилуиа" и покаянные тропари: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас," затем 50-ый псалом и канон. Потом экзапостиларий, стихиры, Трисвятое по Отче наш и тропарь: "Скорый в заступлении..." Далее следует вторая часть - освящение елея, которая состоит из великой ектении с особыми прошениями об освящении елея и о болящем, из чтения особой молитвы над кандилом с елеем, и пения ряда тропарей Господу, святым, прославившимся исцелениями и Божией Матери. Третью часть составляют семь чтений из Апостола, предваряемых прокимнами, семь Евангельских чтений, в которых говорится об исцелении душевных и телесных недугов, семь молитв и семь помазаний елеем по произнесении каждый раз молитвы: "Отче святый, врачу душ и телес," которая и является тайносовершительной молитвой. Помазуются чело, ноздри, ланиты, уста, перси и руки с обеих сторон. Затем читают Евангелие и молитвы и помазывают по очереди каждый из семи священников. После седьмого помазания настоятель разогнув Евангелие, возлагает его письменами на главе больного. Сослужащие священники придерживают его своими руками, а настоятель, не возлагая сам руки, читает разрешительную молитву: "Царю святый, благоутробне и многомилостиве Господи..." После краткой ектении и стихир, елеосвящение заканчивается отпустом, на котором вспоминается установитель таинства св. Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский (см. Иак. 5: 14-15). По окончании болящий испрашивает у всех прощение.

Оставшийся елей, в случае выздоровления больного, сжигается в лампаде, а в случае смерти больного им крестообразно поливается тело усопшего. Для каждого болящего этот елей освящается всегда заново. В случае ожидания скорой смерти больного можно совершить елеосвящение в сокращенном виде, опустив всю первую часть и начать прямо с великой ектении. Елеосвящение считается совершенным, если священник успеет совершить хотя бы одно первое помазание.

В настоящей практике Таинство елеосвящения совершается и над здоровыми людьми и предпочтительно в Великий пост.

В Благовещенском кафедральном соборе Таинство елеосвящения совершается еженедельно по четвергам в 11:00, кроме дней, когда празднуется великий или двунадесятый праздник. Желающим приступить к Таинству рекомендуется заблаговременно записаться в свечной лавке верхнего храма.




Возврат к списку