Таинство брака в вопросах и ответах | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Требы Таинство брака в вопросах и ответах

Таинство брака в вопросах и ответах


Таинство брака в вопросах и ответах

Брак есть Таинство, в котором жених и невеста пред священником и Церковью дают свободное обещание о взаимной их супружеской верности, и союз их благословляется, во образ союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей (Катехизис).

Церковь через послание апостола Павла называет брак великим «таинством» или «тайной», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с Церковью: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (τὸ μυστήριον) сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5: 31-32). Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа: «…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 6).

«Брак есть союз мужчины и женщины, соглашение на всю жизнь, общение в Божеском и человеческом праве» (Кормчая, гл. 48).

Установление брака

Брак есть основополагающий союз, из которого образуется союз семейный, родственный, гражданский. Брак первоначально установлен самим Богом еще в Раю чрез сотворение жены в помощь мужу и чрез благословение, преподанное им Богом, чрез первые заповеди: «плодиться и размножаться», а жене быть в послушании у мужа (Быт. 1:27-28; 2:20-24; Притч. 19: 14; Мал. 2: 14). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.

Брак в православии - это продолжение богоустановленного ветхозаветного брака, но имеющего новое духовно-нравственное содержание: как образ таинственного союза Христа с Церковью, почему и называется тайной великой (Еф. 5: 32). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами, благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на брачном пире (Ин. 2: 1-11).

«Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», - говорит о святости Брака Климент Александрийский. «От Тебе бо сочетавается мужу жена», - сказано в молитве чина обручения; «Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве Брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака. Однако с принятием Декрета об отделении Церкви от государства (1918 год) бракосочетание по церковному чину лишилось юридической силы; формально верующим предоставлялось право принимать церковное благословение после регистрации брака в государственных органах. Однако на протяжении длительного периода государственного преследования религии совершение торжественного венчания в церкви фактически оставалось крайне затруднительным и опасным.

Христианская семья

Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9: 15; 25: 1-13; Лк. 12: 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5: 24; Откр. 21: 9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

Семья — это первая школа любви. Любовь, рожденная в тесных рамках семьи и брака со временем окрепнув должна выйти за ее пределы, распространившись на всех. Эта любовь — одна из задач брака, которая и указывается в молитвах в самом чине венчания: Церковь молится, чтобы Господь подал брачующимся жизнь мирную, единомудрие, «единомыслие душ и телес», друг ко другу любовь в союзе мира, исполнил «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим» и, имея всякий достаток, изобилуют на всякое дело благое и Богу благоугодное, да «благоугодивше пред Богом возсияют, яко светила на небеси, во Христе Господе нашем». Христианская семья, должна быть школою добродетелей, самоотречения, чистоты и нравственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом.

 Канонические препятствия к браку:

·  Не допускается более трёх брачных союзов. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.

·  Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался, и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

·  Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) не является христианином, а пришел в храм лишь по настоянию ближних, либо ради соблюдения традиции. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

· Слова Апостола «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1Кор. 7:12-14) относятся к случаям, когда один из супругов уверовал, уже находясь в браке.

· Не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм и т.д.).

· Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение Архиерея.

· Нельзя венчаться некрещеным.

· Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

· Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

· Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой). Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления.

· Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у Правящего Архиерея.

· Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

· Если у жениха и невесты большая разница в возрасте. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. Высший предел для вступления в брак для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (свт. Василий Великий, правила 24-е и 88-е).

· С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством, поэтому над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

· Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).

· Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – духовника хотя бы одного из супругов.

О расторжении церковного брака

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19: 6-9). Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям.

«Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (Основы социальной концепции РПЦ).

Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только Архиерею. На основании представляемого Свидетельства ЗАГСа о разводе, епархиальный Архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.

 Не совершается браковенчание

Канонические установления (Номоканон, гл. 50) не позволяют совершать Таинство брака:

· накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых (престольных) и великих праздников;

· в продолжении Великого, Петрова, Успенского и Рождественских постов;

· в продолжении Святок (с 7 по 19 января);

· в течении сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной и в Неделю сыропустную;

· в течении Пасхальной (Светлой) седмицы;

· в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижния Креста Господня (27 сентября).

 Свидетели венчания

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, венчание православных обязательно совершалось при поручителях – восприемниках (теперь наличие поручителей не является непременным условием совершения Таинства брака).

Восприемники являются молитвенными хранителями брака, духовными наставниками, поэтому «должны быть православными и боголюбивыми». Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как у восприемников в крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались молодые, не женатые, люди, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Восприемники принимали участие в обручении и венчании, придерживая венцы над головами брачующихся.

Благословение родителей

С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов».

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и невесты. Православные родители, сохраняя древний благочестивый обычай, «предварительно благословляют» детей не только по чувству родительской любви, но и от лица Господа и святых, — святыми иконами Христа Спасителя (жениха) и Пресвятой Богородицы (невесту). Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Благословляют родители своих чад и  знамениями потребностей жизни — хлебом и солью. Начало родительского благословения детям, вступающим в брак, указано в слове Божием. Так, некогда Вафуил благословил дочь свою Ревекку для супружества с Исааком (Быт. 24: 60), Рагуил дочь свою Сарру для супружества с Товием (Тов. 7: 11—12).

 Что необходимо для Таинства брака:

· Накануне (или в день) венчания жениху и невесте необходимо исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин;

· Свидетельство о заключении брака из органов ЗАГС. Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории РПЦ законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской православной церкви браковенчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.

· Два обручальных кольца;

· Два рушника (на одном молодые будут стоять, другим священник перевязывает руки брачующимся);

· Бутылка Кагора;

· Венчальные свечи;

· Иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы (ими священник благословляет молодоженов).

Записаться на определенный день необходимо заранее в церковной лавке верхнего храма. Таинство Венчания совершается по окончании Божественной литургии и треб.

 Что можно подарить новобрачным?

· Библию;

· Молитвослов;

· Жития святых;

· Икону святых благоверных Петра и Февронии Муромских;

· Паломничество по святым местам.




Возврат к списку