Икона Божией Матери «Одигитрия» | Святыни собора | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Святыни Икона Божией Матери «Одигитрия»

Икона Божией Матери «Одигитрия»


Икона Божией Матери «Одигитрия»

В Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа пребывает икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская). Это список с иконы, которая находилась в Благовещенском соборе Свято-Митрофановского монастыря, у раки с мощами свт. Митрофана Воронежского. Образ был написан в 1893 году. 

Святитель Митрофан особенно почитал Смоленскую икону Божией Матери - это был его келейный образ. Ныне икона помещена рядом с мощами святителя Митрофана, являя, как и прежде, помощь и заступление всем, кто с верою прибегает через нее к Пресвятой Богородице во всех нуждах и скорбях.

Согласно церковному Преданию, первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука.

В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего.

Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников», или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон — «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня — икона Богоматери — стала именоваться Одигитрией.

Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь — путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага.

Определяющая богословская идея этого образа — пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец — это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.




Возврат к списку