В Благовещенском соборе совершен Чин Воздвижения Животворящего Креста Господня
26 сентября 2020
26 сентября, накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Благовещенском кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение с литией и чином Воздвижения Креста Господня.
Богослужение возглавил ключарь собора протоиерей Роман Вылуск.
Перед богослужением Крест, украшенный венком из живых цветов, при пении тропаря и кондака праздника был перенесен на Престол, где находился до момента изнесения его на середину храма.
В притворе храма была совершена лития – усердное моление с призыванием многочисленных святых угодников Божиих о мире всего мира, благостоянии Церкви Божией, о Святейшем Патриархе и Правящем Архиерее, о богохранимой стране нашей, властях и воинстве, о болящих, плененных, путешествующих и о всем народе.
Полиелей был совершен в алтаре. После пения величания: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия», протоиерей Роман Вылуск, в предхождении диаконов со свечами, совершил полное каждение храма, а затем возгласил Евангельское зачало, в котором повествуется о беседе Иисуса Христа с учениками по пришествии Своем в Иерусалим. В частности, в этой беседе Он дает им понять, какой смертью Он умрет и увещевает их: «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12: 35-36).
Во время пения великого славословия протоиерей Роман совершил каждение святого престола, на котором возлежал святой Крест. При пении заключительного Трисвятого, взяв крест и возложив его на главу, в сопровождении сослужащего духовенства отец Роман исшел из алтаря северными дверьми, совершая Крестный ход внутри храма до Царских врат, под пение погребальным напевом Трисвятой песни: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
Перед Царскими вратами отец Роман возгласил: «Премудрость, прости». Хоры торжественным напевом воспели тропарь праздника: «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
На кафедре, посреди храма, был совершен Чин Воздвижения, который символически являл верующим событие, происходившие при обретении Животворящего Креста в окрестностях Иерусалима. Тогда при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий многократно поднимал Крест (по славянски – «воздвигал»), чтобы всем было его видно.
При пении «Господи помилуй» протоиерей Роман совершал воздвижение Креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз снова на восток. Перед каждым воздвижением протодиаконами и диаконами произносились особые прошения: о Святейшем Патриархе Кирилле, и господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите Сергии, о стране Российской, о властях и воинстве её, о всякой душе христианской. Священнослужители, по древней Иерусалимской традиции, возливали непрерывно и медленно, помалу, из сосудов благовонную воду на Крест. При этом вода сливалась с Креста в поддон с лепестками роз, держимый третьим священником.
При общем поклонении Кресту пелся особый умилительный тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Этими словами Церковь подчеркивает неразрывную связь крестных страданий и воскресения Христа Спасителя.