"Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным..." / Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Собор Новости "Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным..."

"Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным..."



4 мая 2024

В Великую Субботу митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе.

4 мая, в Великую Субботу, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, Глава Воронежской митрополии, совершил в Благовещенском кафедральном соборе Божественную литургию святителя Василия Великого. Правящему Архиерею сослужили клирики кафедрального собора.

Молитвенным пением украсил богослужение митрополичий мужской хор под управлением регента Михаила Перфильева.

Литургия совершалась в соединении с Великой вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из текстов Ветхого Завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов.

Вместо Трисвятого воспевалось "Елицы во Христа крестистеся" и читалось апостольское послание о спасительном значении для человека Таинства Крещения. Все это служит указанием на обычай древней Церкви – в Великую субботу совершать Крещение оглашенных, в течение долгого времени готовившихся "ко святому просвещению".

После чтения Апостола, вместо "Аллилуиа" священнослужителями в белых облачениях был воспет стих псалма, содержащий пророчество о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех" (Пс. 81:8). В это время митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в белые ризы. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” священных одежд Престола и жертвенника.

Затем протодиаконом было прочитано Евангельское повествование о явлении ангела у гроба Господня, отвалившего камня от дверей гробовой пещеры и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа Спасителя (Мф. 28:1-19).

На сугубой ектении были произнесены особые прошения: "...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую..." и прошение о "Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих". Затем митрополит Сергий вознес молитву о Святой Руси. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта молитва возносится во всех храмах Русской Православной Церкви. (Текст молитвы размещен на нашем сайте - воспользуйтесь ссылкой внизу страницы).

Вместо обычной Херувимской песни воспевалось исполненное глубокого благоговения и страха Божия песнопение: "Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

Перед причащением мирян с проповедью о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа и Его сошествии во ад к молящимся обратился клирик кафедрального собора протодиакон Николай Терпугов.

Святых Христовых Таин за Литургией причастились около 200 человек.

По заамвонной молитве была вознесена о мире на Святой Земле, а также совершено благословение хлебов и вина, в напоминание о древнем благочестивом обычае христиан - ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение книги Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.

После отпуста Литургии на площади у южного входа в Благовещенский кафедральный собор началось совершение освящения куличей, пасхальных яиц и творожных пасох.

О событиях священной Истории, совершившихся в Великую Субботу и их спасительном значении:

День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Спасителя и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с Креста бездыханное Тело Господа Иисуса Христа, и, по иудейскому обычаю обвив Его пеленами с благовониями, праведные Иосиф и Никодим положили Его в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосии и мать сыновей Зеведеевых.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем Воскресении, но, не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: "Воскрес из мертвых", - в субботу испросили у Пилата позволения приставить ко гробу стражу, а самый гроб запечатали печатью (см.: Мф. 27:57-66; Ин. 19:39-42), тем самым доставив истине Воскресения Христа несомненное подтверждение.

Святитель Феофан Затворник размышляет: "Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, - все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех". (Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года").

Об этом говорят нам и слова церковных молитвословий, воспеваемых в нынешний день: "Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе". (Тропарь).

"Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава Господи, Кресту Твоему, и Воскресению Твоему". (Стихира самогласна на "Господи воззвах").

Сокрушенные врата поверженного ада, разоренного сошествием Господа Иисуса Христа, - это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, нынешний день - связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и грядущей Пасхой Христовой, Праздником праздников и Торжеством из торжеств.



ФОТОГАЛЕРЕЯ


Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости Тут описание фото или заголовок новости

Еще новости