Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник.
20 января 2021
18 января, в Крещенский сочельник ключарь Благовещенского Кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск возглавил богослужение Навечерия Богоявления – Царские часы и Божественную литургию. Его Высокопреподобию сослужило духовенство собора.
На богослужении было прочитано Евангелие (Лк., 9 зач., III, 1–18). На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святой Православной церкви и о мире в Украине. По заамвонной молитве также было возглашено моление об избавлении от вредоносного поветрия. После отпуста богослужения был совершен чин Великого освящения воды.
Затем клирики окропили молящихся освящённой водой, а прихожане смогли набрать Крещенской воды.
Песнопения исполнял смешанный митрополичий хор под управлением регента Ильи Ижогина.
Историческая справка:
Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа».
«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)».
В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св.Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января)1(4,с.159–160).