Канун Недели 10 - й по Пятидесятнице
28 августа 2021
В субботу 28 августа, в канун Недели 10-й по Пятидесятнице в Благовещенском кафедральном соборе было совершено Всенощное бдение. Богослужение возглавил ключарь кафедрального собора протоиерей Роман Вылуск, в сослужении клириков храма. За богослужением пел смешанный митрополичий хор под управлением регента Ильи Ижогина.
После чтения шестопсалмия, на полиелее протоиерей Роман Вылуск совершил полное каждение храма и возгласил Евангельское повествование (Ин., 66 зач., XXI, 1–14). После чего дьяконами собора был прочитан канон.
В христианской традиции распространён обычай устанавливать день памяти того или иного святого в день его кончины. Для верующего человека конец земного пути — это не конец пути души, но начало новой жизни и встреча с Богом. События последних земных дней Богородицы как нельзя лучше демонстрируют это. Но примечательно, что Ее Успение было решено праздновать в день, который верующие уже привыкли посвящать чествованию Девы Марии, а не наоборот.
Дело в том, что основную информацию о жизни Богоматери мы черпаем из апокрифической литературы. В Священном Писании о Ней сказано совсем немного. Никаких точных данных о том, когда Она родилась и когда умерла, не сохранилось. При этом еще при жизни Матерь Божья особо почиталась учениками Христа как близкий, родной человек. И вполне логично, что эта любовь к Ней передалась и следующим поколениям христиан, которые еще до официального соборного решения прославляли Ее. Повсеместно, но не централизовано стали появляться праздники, связанные с Ее именем. Одной из распространенных дат для особой молитвы, обращенной к Богоматери, стало 28 августа. Еще одна дата, установленная в других церковных общинах, приходилась на январь.
Считается, что окончательное решение о праздновании Успения в конце лета принял византийский император Маврикий, связав праздник со своей военной победой. И со временем эта дата стала общей для всех христиан.
Даты тех или иных событий, отмечаемых Церковью, в большинстве случаев условны. Более-менее точно мы можем знать только, когда произошло Воскресение Христово. И то каждый год дата праздника рассчитывается по пасхалии, а не отмечается одного и того же числа, определенного раз и навсегда. Даже в расчеты о начале новой эры, возможно, закралась ошибка, и первый ее год на самом деле начался несколько раньше, чем мы привыкли думать. Но для верующего человека важно не конкретное число и время, а сами события, создавшие совершенно новую для человечества систему жизненных координат.