Святитель Иоанн Златоуст – великий Вселенский учитель | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации Святитель Иоанн Златоуст – великий Вселенский учитель

Святитель Иоанн Златоуст – великий Вселенский учитель


Иерей Павел Колбасов
Святитель Иоанн Златоуст – великий Вселенский учитель

Святой Иоанн Златоуст – один из трех святителей, которых Церковь почитает Вселенскими учителями. Действительно, все они равны, но каждый имеет различные дарования: если Василий Великий – это, прежде всего, талантливый церковный администратор, Григорий Богослов – истолкователь самых глубоких вопросов богословия, то святитель Иоанн Златоуст – это выдающийся пастырь и проповедник, составитель чина самой распространенной в христианском мире литургии. Патриарх Константинополя, аскет, отшельник, адвокат, защитник бедных, изгнанник, святой. Не будет преувеличением сказать, что имя святителя Иоанна Златоуста известно всему образованному миру. Его почитают и правоверные христиане, и католики, и протестанты. О нем знают и образованные иноверцы, и «верующие в душе» вольнодумцы-агностики, и безбожники-атеисты.

Велик был след, оставленный святителем Иоанном в сердцах людей и в истории. «Златоустом» святого Иоанна назвала одна женщина, придя в восторг от его проповеди. С тех пор прошло более чем 1500 лет, а слово этой простой женщины не забылось, но навеки соединилось с именем великого учителя церкви.

В житиях и исторических исследованиях мы не находим явного перехода от зрелости к старости – святитель Иоанн ревностно трудился не жалея своих сил, на благо Святой Церкви, славя имя Господа нашего Иисуса Христа, во все дни своей благочестивой жизни, до самой блаженной кончины.

1426159388_0atio-1uvu0.jpgПосле смерти святителя Иоанна Златоуста стали появляться «Эклоги» – сборники его бесед на самые разные темы: о любви, о душе, о молитве, о счастье и несчастье, о болезни и врачах, о высокомерии и тщеславии, о терпении и великодушии, о зависти и так далее. Эти сборники его бесед стали распространяться в христианском мире и стали любимейшим чтением христиан всех времен, подлинной усладой их жизни. Сколько веков прошло, как умолкли златые уста, но его богодухновенное слово продолжает возжигать человеческие сердца, призывая их к истинной христианской жизни. В чем же тайна святого Иоанна Златоуста, этого великого и дивного учителя нравственности, озарившего всю вселенную светом православного учения? Для того чтоб ответить на этот вопрос, необходимо заняться чтением, осмысливанием, изучением сочинений святителя.

Но всё же, наверное, самый главный его труд – то, с чем все мы имеем непосредственное общение и что всем нам служит во спасение, – это Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Он не был ее творцом в прямом смысле, до него уже были подвижники, которые составляли этот чин годами и веками, но он выступил редактором – то есть он ее обновил, поправил, зная уже на своем личном опыте, что нужно для Церкви и для слабого, но ищущего спасения человека. И с тех пор, с IV века, эта литургия неотложно служится практически на всех языках мира. На всех языках, на которых проповедано православие.

Литургия (греч. буквально «общее дело»). Божественная литургия – главнейшее богослужение Православной Церкви, во время которого совершается Таинство Евхаристии. Каждому из нас необходимо понимать, что такое литургия, ведь это духовный центр, средоточие христианского вероучения и мировоззрения. К великому сожалению, многие христиане не до конца это понимают и не осознают. Божественная литургия – это самое важное событие для человека, принявшего Крещение и залог спасения в Таинстве Крещения, это Таинство приобщения Телу и Крови Христовой. Нет ничего выше, нет ничего сильнее, чем собраться и встретиться с Господом нашим Иисусом Христом и соединиться с Ним неотлучно, слиться с Ним и в молитве, и в причащении Святых Христовых Тайн.

В настоящее время в Православной Церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров – особый чин причащения в будни Великого поста ранее освященными на полной литургии Дарами. В течение года Божественная литургия Иоанна Златоуста, совершается чаще всего. Чин этой литургии, состоит из трех частей: проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) литургии верных (на которой оглашенным не разрешается присутствовать). Литургия оглашенных состоит из следующих основных частей (за исключением малых ектений и т.п.): литургийного благословения, великой ектении, пения антифонов (или изобразительных псалмов), христологического гимна «Единородный сыне», «блаженны», входа с Евангелием, пения тропарей и кондаков, Трисвятого, прокимна, чтения Апостола, аллилуария, чтения Евангелия, ектений сугубой и об оглашенных. Литургия верных состоит из: ектений, Великого входа при пении херувимской песни, просительной ектении, Символа веры, евхаристического канона, просительной ектении, молитвы «Отче наш», причащения священнослужителей в алтаре (во время пения причастна), причащения мирян, малой ектении, заамвонной молитвы, Псалма 33, отпуста.

Иоанн Златоуст особое внимание уделял причастию. Он говорил, что человек, соединяясь со Христом в причастии, является телом, и это тело обретает Главу. То есть человек, который не причащается Тела и Крови Христовой, не может быть полноценным человеком и христианином, он ‒ как тело без головы. Все мы – тело Христово, а Глава нам – Христос, соединяясь с Его Божественной Кровью, которой Он омыл наши грехи и искупил этот мир, – эту Кровь Господь подает нам сегодня, возвращает её, для того, чтобы мы с Ним слились полностью. Если человек любит что-то в этом мире, или какого-то человека, или какое-то явление, он всеми силами своими старается, как можно чаще быть с ним, часто говорит об этом, в конечном итоге желая стать во всём подобным и слиться с ним. Так и христиане призваны стремиться к тому, чтобы слиться со Христом в Таинстве причастия Тела и Крови Христовой. Это, с одной стороны, так просто, а с другой стороны, непостижимо, и для этого требуется смирение, любовь, и кротость, послушание Церкви Христовой, все те добродетелям, которые являл божественный учитель, своим жизненным примером, чьи золотые уста проповедовали истину и спасение.

Святитель говорит о том, что из алтаря во время литургии, как из рая, вытекают реки Божественной Истины, и около этого источника собираются ангелы, слетаются, подобно тому, как около источника живительной воды собираются олени в пустыне. Так собираются ангелы, архангелы, святые, и мы вместе с ними собираемся возле этого источника, чтобы напитаться Божественной Истины, чтобы укрепиться, чтобы душа наша, изможденная, иссохшая в пустыне греха, обожженная стрелами дьявола, напиталась этой Божественной воды – Крови Христовой, Тела Его, и жила, и была жива в Жизни Вечной, и была нераздельной со Христом и со всеми святыми.

Подготовил благочинный Благовещенского кафедрального собора

иерей Павел Колбасов


Возврат к списку