Слово на праздник Обрезания Господня | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации Слово на праздник Обрезания Господня

Слово на праздник Обрезания Господня


Иерей Олег Шурупов
Слово на праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня установлен в честь события – Обрезания. На восьмой день после рождения Господь был принесен в храм и по обычаю над ним был совершен обряд Обрезания. Обряд, который имел в еврейском народе огромное религиозное значение, так как напоминал людям о Завете Бога с Авраамом.

Христос есть истинный Бог и истинный человек. И как человек подчинялся законам, которые были приняты в то время. И когда совершалось Обрезание, которое в будущем было упразднено, человек являлся посвященными Богу. Господь, который исполнил закон Ветхого завета, отменяет Обрезание в Новом Завете и устанавливает другое посвящение Богу, которое мы совершаем вот уже 2000 лет.

Многие задают вопрос – Зачем Спаситель совершил этот Ветхозаветный обряд. Очень хороший ответ дает нам преподобный Андрей Критский, которые говорит, что обрезание было совершено, чтобы никому не казалось, что Христос призрачно воплотился, и чтобы показать, что воплощение было истинным, подлинным и совершенным.

Так же на восьмой день по традиции Иудейской ребенку давалось имя. И с этого момента человек полноценно вступал в Завет с Богом. Имя «Иисус» не обычное и означает «Спаситель», и это не то имя, которое, возможно, желали бы дать родители. По Иудейской традиции имя мальчику давали отец и мать, и не редко имя давали в честь какого-то родственника. Но имя Иисусу Христу дается Архангелом Гавриилом. Имя, которое дается Свыше.

Из книги Бытия мы узнаём, что первым совершил обрезание Авраам, когда Господь сказал ему обрезать весь мужеский пол народа своего, и даже тех пришельцев, которые живут при доме Авраама.

И так обряд Обрезания – печать, некий видимый знак. Обряд, который практиковался у Египтян, жителей Аммона, Моава, и в тех народностях, которые были близки к Египту. Ко времени рождения Иисуса Христа этот обряд стал принципиальным видимым знаком принадлежности к избранному народу Божию. Во втором веке до Р. Х., когда в Израиле случился кризис между симпатизирующими эллинам евреями и теми строгими приверженцами закона, которые не шли ни на какой компромисс перед греческой культурой. В период восстания Маккавеев (167 – 164 г. до Р. Х.), когда обрезание запрещалось со стороны Сирийской власти, исповедники веры его совершали чтобы тем самым показать видимым образом, что ни на какие компромиссы они не готовы идти. И было не простое время, когда люди подвергались мученической смерти за совершение отеческих традиций. В последствии Маккавейские мученики стали прообразом Христиан, а само Обрезание стало прообразом Таинства Крещения.

И в настоящее время на восьмой день мы совершаем наречение имени младенцу. И во многих святоотеческих текстах мы видим параллели между Ветхозаветным обрезанием по плоти и Новозаветным, как говорил апостол Павел, обрезанием по духу, которое является прообразом Крещения. В послании к Колосянам апостол Павел рассуждает о том, что такое подлинное Обрезание. Это Обрезание не рукотворенное, то есть совлечение греховной плоти, или греховных побуждений плоти. В послании к Римлянам апостол спорит о том, кто истинный потомок Авраама – тот, кто обрезан по букве, и называется Иудеем, или тот, кто Обрезан по духу, и поступает как Иудей. И, следовательно, в Богословии апостола Павла от Бога получает награду не тот, кто видимым образом принадлежит к избранному народу, но тот, кто поступает так, как Бог заповедовал человеку. То есть человек с обрезанным сердцем, обрезанными ушами - это не тот, кто в прямом смысле имеет на своем теле какие-то видимые знаки, но тот, который ограничивает себя от тех похотений мира сего, которые делают человека плотским.

В Таинстве крещения в священнических молитвах звучит просьба к Богу, чтобы крещаемый совлекся ветхого человека, и облекся нового человека, и не жил больше по плоти, но жил по духу. Эта антиномия восходит к посланию к Галатам в котором апостол Павел размышляет о том, что есть дела плоти, и каковы плоды жизни по духу. Делами плоти он называет не только прелюбодеяние и любодеяние, но это и вражда, ссоры гнев, ереси и другие. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал. 5:22 – 24). И действительно, тот является наследником обетования Авраама, кто живет по вере Авраама, кто приносит плод духовный.

К сожалению, и в наши дни есть люди, которые формально причислены к новому Израилю, они приняли Крещение, но душой прилепляются к мирскому и земному, к собственным вещам и привычкам, обращают внимание на себя больше чем на других. Но, если у нас будет вера, если мы будем отрекаться от себя, от самолюбия, своеволия, то тогда наша вера принесет в нас соответствующие плоды и в нас будет не уныние, но радость. И будет не устремление, чтобы нас признавали за хороших, но сами будем ощущать, что Господь признает нас таковыми и соделает достойными наследниками Царствия Небесного.

Иерей Олег Шурупов


Возврат к списку