Рождество Пресвятой Богородицы | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы


Иерей Илия Сазонов
Рождество Пресвятой Богородицы

«Рождество Твое, Богородице Дево,

радость возвести всей вселенней…» (тропарь праздника)

О Рождестве Пресвятой Богородицы, которое, как сказано в тропаре праздника, «возвестило радость всей вселенной», мы знаем из «Протоевангелия Иакова» II века.

Родители Богородицы, Иоаким и Анна, были людьми благочестивыми и жили в любви. Одно только несчастье омрачало их жизнь: за долгие годы брака у них так и не родился ребенок.

Иудеи помнили пророчества о том, что Мессия произрастет от семени Авраама. Именно поэтому в каждой семье рождение ребенка воспринималось как шанс стать причастным к Тому, Кого весь Израиль ожидал уже не одно тысячелетие. Если же брак был бездетным, то евреи полагали, что супруги чем-то прогневали Бога.

Однажды Иоаким, будучи уже в престарелом возрасте, пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву. Там к нему с укоризной обратился некий иудей по имени Рувим: «Нельзя тебе приносить дары, ибо ты не создал потомства Израилю». Слова эти глубоко ранили праведника, так что он, выйдя из храма, не пошел к своей жене, а отправился в пустыню, где сорок дней и сорок ночей находился в непрестанной молитве и посте.

Анна же, когда узнала о том унижении, которое претерпел ее муж в храме, стала усердно молиться, прося Бога смилостивиться над ними.
По прошествии же сорока дней явился ей ангел и сказал: «Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». «Жив Господь Бог мой! — ответила Анна, — И если я рожу дитя, отдам его в дар Господу, и оно будет служить Ему всю жизнь». Затем ангел явился в пустыне и Иоакиму, обратившись к нему со словами: «Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей. Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем».

Они встретились у городских ворот. Анна, заметив приближающегося мужа, побежала к нему навстречу и крепко обняла его, они вместе отправились в храм, где принесли Богу щедрую жертву в знак благодарности. А через девять месяцев в благочестивом семействе появилась девочка, которую назвали Марией. Именно ей предстояло родить Того, Кого так долго ждал народ Израиля, Кто сотрет главу змея (Быт 3:15), победит смерть и даст возможность каждому обрести вечную жизнь.

Почему же мы, православные христиане, так глубоко почитаем Пресвятую Богородицу?

Потому что Дева Мария произвела на свет Самого Бога. Она стала единственным в истории мира человеком, в которого вселился Сам Творец мира. Другие великие праведники по действию в них Святого Духа были, безусловно, причастниками Божества, но не в той полноте и мере, как Богородица, которая приняла в себя Бога-Слова для Его вочеловечения.

Прекрасно на этот вопрос ответил святитель Игнатий (Брянчанинов): «Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для племени (то есть общества. – Прим. ред.) спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов».

Такая высота Богородицы связана не только с тем, что она стала матерью Богочеловека, но и с тем, что только одна она среди всех остальных людей на протяжении долгого времени пребывала рядом с Самим Богом, как и пишет святитель Игнатий: «Приснодева превыше всех святых человеков как по той причине, что соделалась (стала. – Прим. ред.) Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: Мариам же соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (“А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” – синод. пер.) (Лк 2:19)».

Главная заслуга Пресвятой Девы заключается в том, что она приготовила себя для принятия Спасителя. Таков был ее личный подвиг. Чистота ее жизни, глубочайшая любовь, полное самоотречение и абсолютная верность Богу – все это не встречалось ни в одном из праведников ветхозаветной древности.

Святитель Игнатий пишет: «Что желали исполнять величайшие угодники Божии, то Божия Матерь, по данной ей Божественной благодати, исполняла на самом деле. И как исполняла? Сперва сердце ее и утроба осенены были Святым Духом; потом чрево (то есть живот. – Прим. ред.) ее соделалось храмом существенно вселившегося Господа; духовная радость от присутствия в ней Господа обымала все ее существо, как она сама это засвидетельствовала. Обыкновенно святая радость объемлет человеков, сподобившихся ощутить в себе действие Святаго Духа, тем более Богоматерь была преисполнена Божественной радости.

По рождении Богочеловека она находилась с Ним в ближайших отношениях. На руках и в объятиях ее Он провел младенчество; неразлучно с нею был не только в отрочестве своем, но и в юношеском и мужеском возрастах, до самого вступления своего на Божественное служение, продолжавшееся три с половиной года. Никто другой не был столь близким слушателем слова Божия и в течение столь продолжительного времени, как Божия Матерь; никто с таким глубоким и постоянным вниманием не следил за словами и делами Богочеловека, никто с такою тщательностью и любовью не хранил их».

«Богоматерь, – пишет святитель Игнатий, – в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах – она царствует на небесах. Она как Матерь Царя Небесного объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: «молите Бога о нас»; к одной Богоматери она употребляет слова: «спаси нас»».

Будем же и мы непрестанно молиться Пречистой Богоматери со словами: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Подготовил священник Илия Сазонов

 

 


Возврат к списку