Рождественский пост | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже

Рождественский пост


Протоиерей Роман Вылуск
Рождественский пост

Рождественский пост — один из четырех многодневных постов церковного года. Его еще именуют Филипповым — по той причине, что заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года при Константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле было принято решение о том, что пост перед праздником Рождества Христова будет длиться 40 дней.

Пост начинается 28 ноября и продолжается до 6 января (по новому стилю). Устав Церкви о воздержании во время поста говорит следующее: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен, не как от скверных, а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

За время Рождественского поста мы, православные христиане, должны подготовить себя к встрече с родившимся в мир Господом Богом и Спасом нашим Иисусом Христом.

И, конечно, не воздержание от определенных продуктов питания помогает нам обрести близость с Богом, а наша крепкая вера во Христа Спасителя, покаянная молитва и чистое сердце. Святитель Василий Великий пишет: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах».

Воздержание от непостной пищи — лишь средство для духовной жизни. Без участия в Таинствах Церкви, молитвы, и покаяния пост становится диетой.

Очень важно понимать, что время поста — это время сугубой молитвы, размышлений о том, как проходит наша жизнь изо дня в день, чем наполнено наше существование. Размышляя о своей жизни, мы должны увидеть то неправильное, что мешает нам обрести Бога, осудить свои греховные поступки и заблуждения, и «принести достойные плоды покаяния».

Что мы имеем в виду, когда говорим: «принести достойные плоды покаяния?» Мы имеем ввиду совершенную перемену своей жизни, порядок мыслей. Лентяю нужно постараться стать трудолюбцем, блуднику и прелюбодею — целомудренным, искоренить зависть, стать доброжелательным и любящим ближнего и так далее.

«Начальная степень покаяния — это сожаление о совершенных ошибках, следующая степень — исправление ошибочного действия, которое явилось причиной нарушения заповеди. <...> Вся деятельность человека берет начало от ума. За неправильными помыслами следуют столь же неправильные поступки. Покаяние в буквальном смысле означает обращение ума к предшествующему состоянию, то есть к правильному порядку вещей», — говорит старец Иосиф Ватопедский.

Стремление к Богу невозможно без любви к человеку. Рождественский пост, как раз напоминает нам об этом. Именно любовь Бога к Своему творению и привела к рождению в мир Богочеловека.

И осознание этого факта величайшей любви Бога к человеку должно побуждать и нас относиться к другим с такой же жертвенностью. Христос говорит нам о том, что Любовь является главным сокровищем сердца: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34–35).

Пост неотделим от дел милосердия. Когда мы расширяем границы своего сердца и принимаем своего ближнего, то мы принимаем Самого Бога. В дни поста мы должны стараться как можно больше делать добра. По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Безусловно, необходимым в жизни христианина является участие в Таинстве Святой Евхаристии. Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: Честная Кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе». И во время поста, когда наши мысли и чувства сосредоточены на жизни нашей души, мы должны чаще причащаться Святых Христовых Таин.

Время поста — это время созидания и взросления, и дай Бог нам всем пройти путь Рождественского поста и достойно встретить великий праздник Рождества Христова.

Протоиерей Роман Вылуск,

ключарь Благовещенского кафедрального собора


Возврат к списку