«Нет больше той любви…» – жертвенный подвиг во имя Родины | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации «Нет больше той любви…» – жертвенный подвиг во имя Родины

«Нет больше той любви…» – жертвенный подвиг во имя Родины


Протоиерей Алексий Ивашкевич
«Нет больше той любви…» – жертвенный подвиг во имя Родины

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13).

 

История нашей Родины неразрывно связана с историей ее воинства, с такими понятиями, как вера, патриотизм и благочестие. Защита России всегда была и остается делом всех народов, населяющих нашу страну, готовых в любой момент встать на защиту Веры и Отечества.

80 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, и сегодня мы празднуем славный юбилей великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, чтим память миллионов наших соотечественников, отдавших жизнь на полях сражений за Веру и Отечество, и чествуем всех еще живущих участников этой грандиозной военной эпопеи.

«Жизнь отдать – значит быть готовым пожертвовать всем для того, чтобы жил тот, кого мы любим. Не совпадает ли это с тем, что мы исповедуем при крещении, когда мы вслушиваемся в слова апостола Павла к римлянам о том, что мы умираем с Христом для того, чтобы воскреснуть с Ним, что в нас должно умереть, то есть превратиться в прах всё, что мешает нам стать образом Божиим во славе, во всей красоте, к которой мы призваны. Поэтому вера в человека нас обязывает, она не дает нам права жить небрежно под тем предлогом, что Бог в нас верит, так же как не имеем мы права жить безответственно по отношению к человеку, который нам доверяет, нас любит, который в нас верит. Но если Бог может верить в нас, то мы имеем не только право, — мы обязаны верить в себя и верить друг во друга, потому что то, что относится к одному человеку, к каждому из нас, относится одновременно и ко всем нам в целости и в отдельности. На этом должно строиться человеческое общество, которое называется Церковью, являющееся зачатком человечества в целом, каким оно должно стать». (Митрополит Антоний Сурожский).

Великая Отечественная Война не была только войной двух режимов, как это пытаются сейчас показать те, кто не желают признавать духовный смысл и значение этого всемирного огненного испытания. Это была война мрачного демонического духа, облеченного в нацистскую идеологию и святого Православия, пробивающегося через холстину коммунистической идеологии. И как Христос Распятый преодолел, не разрывая их, погребальные пелены и даже освятил их Своим Воскресением, так и Победа нашего народа в Великой войне освятила всё то, что возможно было освятить в сложной жизни нашего народа в условиях существования безбожного государства. Агрессия фашистских оккупантов воспринималась абсолютным большинством именно как покушение на духовные основы жизни, а поскольку эти основы были несмотря на внешние успехи безбожной агитации сильны — то и восстание против этого покушения было всеобщим, стихийным и мощным. Страшные, непостижимые муки перенёс наш народ в этой войне, неисчислимые жертвы возложил ради Победы, но дух народа в этом огненном испытании очистился, закалился, просветился и просиял.

Победить можно только торжествующей верой в то, что жизнь сильнее смерти, любовь сильнее ненависти. Победить можно только тогда, когда уверен — моя любовь, моя жертва обязательно принесет победу, ведь последнее слово всегда только за истиной: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.

Для нас остаются актуальными слова проповеди патриарха Алексия I, произнесенные 9 мая 1945года: «…Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих… …Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния. Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру. Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной. Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный. Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый – герой войны; наших дорогих и священных памятников, – всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа. С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире. Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом. Да пройдет небеса. Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню. Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны. Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом. «Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь…».


Возврат к списку