«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…» | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже
Главная Публикации Статьи и публикации «Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»

«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»


Диакон Алексий Неделин
«Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви…»

Накануне праздника Пятидесятницы, Святой Церковью установлен день особого поминовения усопших – вселенская Троицкая родительская суббота. Литургически, сегодняшняя служба заканчивает цикл богослужений, которые начались вселенской мясопустной родительской субботой и закончатся праздником Пятидесятницы. Таким образом, мы вместе с Церковью прошли этот путь.

Почему же возникли эти вселенские родительские субботы? Родительскими они, конечно же, называются условно, т.к. мы вспоминаем в этот день не только родителей, а всех своих родственников и знакомых почивших, кто нам был по-настоящему дорог, при жизни. Также очень знаменательно то, что в период Великого поста, а также Пасхальный период Церковь сосредотачивает наше внимание на своей внутренней жизни, а молитвы о усопших как бы отлагаются на время, либо совершаются в особые дни. А с сегодняшнего дня Церковь входит в обычный ритм, так называемый период по Пятидесятнице, самый продолжительный в годовом круге богослужений.

Чем же так ценны для нас заупокойные богослужения и молитвы? Тем, что мы через поминовение усопших обретаем единство, потому, что полное единство осуществимо только в Боге, и молитва к Богу за какого-то человека, через благодать соединяющую и через ангелов возносящих эту молитву к Престолу Божию, соединяет нас воедино.

Как мы помним, Господь наш Иисус Христос, когда молился в Гефсиманском саду, просил Отца Своего небесного: да будут все едины… потому, что без единства не возможно никакой любви. Ведь цель христианской жизни, нас грешных научить любви.

Молитва за усопших наилучший образец проявления настоящей, бескорыстной любви, ведь за усопшего мы молимся всегда бескорыстно. Если наша молитва к Богу или святому угоднику Божию имеет в себе хоть и духовного содержания но корысть, то молитва о упокоении нашего умершего ближнего основана на искренней и бескорыстной любви к нему. Такая молитва очень ценна и благотворно влияет на нашу душу.

А ведь наши усопшие ждут от нас только одного – горячей молитвы, наполненной любовью. Ведь наверняка большинство тех людей за кого мы молимся, находятся не в райских обителях, и нам, по нашему невежеству и жестосердию туда же скоро предстоит попасть. А почему? А потому, что мы даже находясь в храме, не слушаем, как спасать свою душу. Ведь сам Бог две тысячи лет назад проповедовал нам, а потом повелел своим ученикам научить все народы, как спасать наши бессмертные души. Многие люди сейчас живут, совершенно не задумываясь, что будет с их душой через некоторое время, а ведь это самое важное, что необходимо знать, и тогда время, проведенное в Церкви, не будет потрачено впустую.

Вот совсем недавно мы торжественно праздновали Праздник праздников и Торжество из торжеств – Пасху Христову. Христос победил смерть, разрушил ад по великой любви ко всему роду человеческому. Ветхозаветная Пасха – это переход, от рабства к свободе. Евреи в этот день вспоминали освобождение от египетского плена и в честь этого события закалали, не сокрушая кости ягненка, и вкушали его с горькими травами, в память о горьком плене. В Новом Завете наша Пасха – Христос, которому промысел Божий не дал сокрушить кости, когда Он был распят на Кресте. И Он сам явился жертвой за наши грехи. Мы люди Нового Завета. Ветхий Завет готовил человека принять высшие смыслы жизни, чего не давал Ветхий Завет. Ветхий Завет не отвечал на многие вопросы, не делал человека чище, лишь сохраняя его человечным.

Например, заповедь «не укради». Для Нового Завета этого не достаточно. В Новом Завете самое важное, чтобы человек перестал быть вором. Многие люди, которые никогда в жизни ничего и не украли, внутри являются ворами. Они хотели бы украсть, но боятся нести ответственность. Вот как раз в христианстве идет уничтожение благодатью Божией самого желания украсть - это ведь против ближнего. Если я возьму у ближнего, он будет страдать, искать, а христианин не должен приносить своему ближнему печаль. Наоборот, христианин должен так жить, чтобы ближнему от него была радость и покой. Поэтому с социальной точки зрения заповедь «не укради» достаточна, - люди не воруют, это хорошо, с духовной, - абсолютно недостаточно, т.к. Господь смотрит на сердце человека, на внутреннее состояние его души.

Поэтому Закон не спасал человека от греха, спасал лишь от греховных поступков, для Бога этого недостаточно, т.к. Бог есть дух, а наши поступки это следствия того духа, который в нас в данный момент одержал победу.

Из этого следует, если мы грешим против ближнего, мы носители духа антихриста, мы нарушили любовь. Любовь предполагает дать утешение ближнему. В Новом Завете одна главная заповедь: «возлюби Бога», и вторая подобная ей: «…и ближнего своего, как самого себя». Конечно, нужно начинать с Ветхого Завета, потому как возлюбить ближнего невозможно, если ты вор.

Пятидесятница - праздник, который является днем рождения Церкви, когда на апостолов сошел Дух Святой, и они стали водимы им. Неслучайно накануне, Церковью установлен день поминовения усопших. Для нас важно соединиться с ними в молитве, и порассуждать как мы живем, имеем ли мы хотя бы зачатки той любви, к которой нас призывает Христос и по которой принес Он себя в жертву. Новый Завет в отличии от Ветхого, предполагает отдать жизни за того кто дорог, как приснопамятный воин Роман Филиппов погибший в Сирии, ведь «нет больше той любви, кто жизнь свою положит за други своя» (Ин. 15, 13).

Часто в храм приходят спросить: делать операцию или нет, переезжать или нет и т.п. - от того, что человек не руководим Духом Святым. Если бы был руководим, не возникало бы подобных вопросов. Новый Закон в Духе Святом. Как Христос собирался в Иерусалим на праздник Пасхи, чтобы «исполнить всякую правду», ведь Отец Небесный послал Его принести Себя в жертву и Он не мог уклониться. А нас воля Божия не интересует, нам бы только не болеть, что б все было хорошо и, конечно же, почет и уважение. А ап.Павел предупреждал нас, говоря: смотрите, чтобы все о вас не говорили хорошо… Мы же наоборот все время оправдываемся, стараясь показаться с лучшей стороны и называем себя христианами.

Христианин должен быть всегда в тонусе, анализируя свою жизнь, думая о ближнем, потому, что ближнего любит, как самого себя. А мы на деле частенько любим себя безмерно, готовы простить себе практически все что угодно.

Дорогие братья и сестры! В этот день поминовения усопших, накануне праздника Пятидесятницы, хочется пожелать всем нам стяжать Дух Христов, чтобы стать Его, потому что кто Духа Христова не имеет – тот не Его. Чтобы мы были водимы Духом Святым, а не нашими страстями и греховными желаниями, чтобы стать нам настоящими христианами. Потому что настоящий христианин это тот, кто любит Бога и ближнего как самого себя. Все мы сотворены по образу и подобию Божию. Подобие мы утратили с грехопадением наших прародителей, а образ постепенно начинает теряться с разрушением семей, отношением родителей к детям и детей к родителям. Вся жизнь христианина это подвиг. Недаром Христос именуется святыми отцами Церкви подвигоположником.

Будем помнить, о той великой Жертве, принесенной за все человечество по великой любви к своему творению. Будем стяжать Духа Святаго, учиться любить ближнего. Возлюбим искренне нашего Творца, в надежде на Его к нам милосердие в ожидании блаженной жизни будущего века.

Диакон Алексий Неделин


Возврат к списку