Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой Господи души раб Твоих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя, и Бога нашего.
Панихида, тропарь, глас 8.
«Сегодня родительская суббота!» – фраза, которую мы слышим несколько раз в году. Родительские субботы – это особое поминовения усопших. К таким дням поминовения усопших относится и Димитриевская родительская поминальная суббота.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице – Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись несколько тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. Этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
В Димитриевскую родительскую субботу совершается особая молитва поминовения усопших православных христиан. Она совершается в субботу перед днем памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, который празднуется 8 ноября (26 октября по старому стилю), за исключением праздника Казанской иконы Божией Матери (4 ноября) и праздника со славословием апостола Иакова (5 ноября). Во все остальные дни, если в них не случится храмового или какого-либо местного праздника, может быть совершена заупокойная служба «со аллилуйей» по 13-й главе Типикона. Согласно Обиходнику XVII века, поминовение усопших в этот день было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 1950-е годы, на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот.
Веруя в жизнь вечную, как в непреложную истину, Церковь с древнейших времен совершает поминовение усопших. Молитва об усопших – это не требование церковной дисциплины, а потребность сердца, и чтобы удовлетворить эту потребность человека, святая Церковь установила стройную и последовательную систему поминовения.
О том, насколько необходима и важна молитва за усопших, кроме других примеров, учит нас отрывок из жития преподобного Макария Великого.
Однажды преподобный Макарий, идя по пустыне, нашел на земле человеческий череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук. – Чей ты, череп? – спросил Святой старец. – Я был главой всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, находящихся в страданиях, мы испытываем некоторое облегчение. – Какое же вы испытываете облегчение и какие страдания? – опять спросил Преподобный у черепа. – Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы частично видим друг друга, и это доставляет нам временную радость. Прослезился Преподобный и сказал: – Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию. Потом спросил он: – А есть ли муки другие, большие? Послышался ответ: – Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Умерший не нуждается, ни в гробе, ни в надгробном памятнике, ни тем более в поминальном столе – это все лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Вечно же живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной и неустанной молитве нас, живущих в этом мире, потому что не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Подготовил протоиерей Алексей Ивашкевич