День семьи, любви и верности | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже

День семьи, любви и верности


Иерей Михаил Семенов
День семьи, любви и верности

В сонме канонизированных в Средневековье святых-монахов (преподобных и святителей) Петр и Феврония являют редкий пример святой жизни в супружестве. Автором жизнеописания Петра и Февронии стал священник дворцового собора Ермолай-Еразм (Еразм — второе имя, полученное им при пострижении в монахи уже в 1560-е годы). Отец Ермолай приехал в Муром и на основе местных устных преданий составил житие. Но следует учитывать, что к тому времени прошло уже около четырехсот лет с момента преставления супружеской четы. Неудивительно, что за это время их жизнь превратилась в народном сознании в красивую сказку о любви и супружеской добродетели. Отец Ермолай записал все сохранившиеся известия о Петре и Февронии, переработал и изложил в надлежащем виде. Правда, даже получившийся «надлежащий вид» мало походил на традиционное житие, поэтому жизнеописание Петра и Февронии стали именовать не житием, а сказанием.

Их почитали святыми на муромской земле с XIII века, то есть практически с момента их преставления. А вот общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного сороковых-пятидесятых годов XVI века. Царь не забыл своих обетов — после взятия Казани в 1552 году, а потому митрополиту Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки общерусских святых. По указу митрополита были написаны их жития и составлены им службы. На сегодняшний день, есть весь­ма крат­ко­е ка­но­ни­че­ско­е жи­тие, вклю­чен­но­е в Ми­неи свя­ти­те­ля Ди­мит­рия Ростовского, непо­сред­ствен­но са­ма «По­ве­сти…» Ер­мо­лая-Ераз­ма и еще од­но жи­тие Пет­ра и Фев­ро­нии, со­став­ле­но свя­ти­те­лем Фила­ре­том (Гу­милев­ским), бле­стя­щим бо­го­сло­вом, очень ав­то­ри­тет­ным ис­то­ри­ком XIX ве­ка, и вклю­че­но им в кни­гу «Из­бран­ные жи­тия свя­тых».

День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году - в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины. С 2008 года в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Конечно замечательно, что день памяти Святых Петра и Февронии стал таким масштабным, меня больше огорчает что многие относятся к нему скептически даже видел мнение что церковь решила так дать отпор «дню Валентина» и ничего более. Мне как священнику хочется прежде всего обратить внимание на то, что для человека как носителя Образа Божия важно соответствовать призванию наследника Цаствия Божия. И поэтому святая Церковь и акцентирует наше внимание на тех, кто достиг святости и через как мы говорим: «обычную семейную жизнь», в которой к сожалению многие из нас не видят ничего святого. В чине венчания мы слышим и многие другие имена святых супругов ветхого и нового заветов: Авраам и Сарра, Исаак и Ревека, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елисавет, и все они жили в разное время и были разными людьми, но были едины в вере, воспринимали друг друга как дар Божий и свою совместную жизнь как послушание Богу ставя во главу угла не свои игоистические комфорт и удобство, а жизнь в любви и послушании Богу. И все они, вместе с Петром и Февронией, своей семейной жизнью являют образ таких отношений которые должны быть у каждого из нас между нами и Богом.

Христианство восполнило языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф.5:22–33).

Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе. Изначально христиане запечатлевали брак церковным благословением и совместным участием в Евхаристии, что являлось древнейшей формой совершения Таинства Брака.

Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9:15:25, 1–13; Лк.12:35–36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф.5:24; Откр.21:9). Климент Александрийский называет семью, как и Церковь, домом Господним, а святитель Иоанн Златоуст именует семью «малой церковью». «Скажу еще и то, – пишет святой отец, – что брак есть таинственное изображение Церкви». Домашнюю церковь образуют любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и устремленные ко Христу. Плодом их любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – восклицает Псалмопевец (Пс.126:3). О спасительности чадородия учил апостол Павел (1Тим.2:13). Он же призывал отцов: «Не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4). «Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», – наставляет святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно». «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил», – пишет святитель Тихон Задонский. «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя», – проповедовал священномученик Владимир, митрополит Киевский. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», – гласит пятая заповедь (Исх.20:12). В Ветхом Завете непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление (Исх.21:15, 17; Притч. 20:20:30, 17). Новый Завет также учит детей с любовью слушаться родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол.3:20).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма.

И поэтому опыт и пример святаго супружества важен нам в наше непростое время, чтобы в нас и наших семьях не оскудевала благодать Божия, а наоборот через истинную любовь и послушание преумножалась и приближало нас к наследию Царствия Божия!

Иерей Михаил Семенов,

клирик Благовещенского кафедрального собора


Возврат к списку