Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11).
Каждый год 6 декабря мы вспоминаем одного из великих святителей Русской Церкви, первого епископа Воронежского Митрофана. И каждый из нас прекрасно знает, что в жизни каждого человека важен личный пример. Пример, которому можно последовать. Пример, на который можно равняться, у которого можно что-то взять для своей жизни и в разных обстоятельствах жизни понять, что можем подняться немного выше, чем мы сами о себе думаем. Мне кажется, что в тему жизни замечательных людей вполне подходят и святые нашей Церкви всех веков ее существования и стран, где они подвизались.
Святитель Митрофан родился в начале XVII века, в то время, когда Русь только приходила в себя после польского нашествия, когда не все было спокойно в государстве. Жизнь святого была как бы поделена ровно пополам.
Первую часть своей жизни он был сельским потомственным священником, у него была жена, дети, но об этом периоде жизни не так много известно, кроме тех немногих письменных воспоминаний, которые сохранились до сих пор и которые были написаны его рукой. Почти в 40 лет священник Михаил, как его тогда звали, овдовел и принял монашеский постриг. Для того времени это было неудивительно: многие вдовы и священники принимали монашество, но Михаил, в постриге Митрофан, удалился в небольшой монастырь и за очень короткое время удивил многих своей жизнью, своим подвигом, своим отношением к людям. Да так, что через непродолжительное время братия другого монастыря позвала его быть у них игуменом. В этом монастыре он пробыл около девяти лет, привел в порядок обитель: построил новый храм, снабдил его всем необходимым для богослужения, проповедовал, учил братию молитве, подвигу, смирению, послушанию. Был замечен церковным начальством и поставлен игуменом Макарьевского Желтоводского монастыря, где подвизался достаточное количество времени, также стараясь ради процветания этой обители. А поскольку этот монастырь был, так сказать, царский, то есть приезжал туда и царь, то он любил пообщаться, посоветоваться с игуменом. Царь также был удивлен его подвигом, силой его молитвы, проповеди жизни. Через какое-то время в Москве было принято решение об учреждении Воронежской епархии, эти земли тогда входили в состав Рязанской митрополии. Земли были полудикие, большие, постоянно подвергались набегам, грабежам. И если охарактеризовать одним словом население этих земель, то можно сказать, что оно любило вольницу.
Когда епископ Митрофан прибыл в Воронеж, то обнаружил там всего одну деревянную церковь, достаточно ветхую. Увидел, что в городе творится беззаконие, происходят грабежи и порой людей берут в плен и продают в рабство. Он увидел, что вдали от церковных властей многие священники как-то очень уж вяло проповедовали Христа, люди, отвыкшие от слова Божия, от молитвы, вели далеко не христианский образ жизни. И вот на этих землях епископ Митрофан принялся за свое послушание.
Святитель неустанно проповедовал, раньше даже в самом Воронеже епископов было не увидеть, а здесь он приезжал в далекие села и деревни, на казачьи хутора, общался со священниками, с людьми. В самом Воронеже помогал заключенным, помогал бедным людям, это действительно была реальная помощь. Он отдавал все свои средства. За 20 лет архиерейства не скопил ничего.
Во времена святительства Митрофана Воронежского на нашей земле царь Петр I, будучи в Воронеже, начал возводить верфи, чтобы строить корабли, и епископ Митрофан, с одной стороны, глубоко набожный, молитвенный, держащийся старых традиций, с интересом и даже с неким любопытством смотрел на новое дело царя, поддерживал его новшества в технике. Три корабля были построены на средства Воронежской епархии. Люди, которые приезжали на строительство кораблей, порой не имели средств на пропитание, лишней смены одежды. И святитель собирал вещи и приносил рабочим людям.
Однако святитель Митрофан не поддерживал введение западных обычаев. Сейчас часто говорят, что Церковь вместе с властью, она смотрит туда, куда и власть. Но святитель Митрофан такого мнения не придерживался. Там, где он считал нужным, помогал. Там, где считал, что что-то нарушается, шел на принцип. Мы знаем, когда он отказался идти во дворец к Петру, потому что увидел перед ним изображение античных фигур, по сути, языческих богов. И когда разгневанный Петр приказал ему прийти под страхом смерти, он приказал служить всенощное бдение (а был вечер), поскольку хотел отдать Богу жизнь после молитвы. И лишь когда Петр понял, что это принципиальная позиция, он пошел на уступки, убрал эти статуи, и святитель с радостью пришел к нему, и имелась между ними достаточно добрая, продолжительная беседа.
Со временем святитель Митрофан навел порядок на Воронежской земле. Но навел его не силою власти, а силой своего примера, своего подвига, своей молитвы, своего смирения, своей скромности в быту, и, конечно, милостыней и благотворительностью. Там, где он считал нужным, он помогал. Там, где считал, что что-то нарушается, шел на принцип.
Светильник земли Воронежской преставился в 1703 году, на 80-м году своей жизни, то есть он прожил достаточно большую жизнь, и император Петр, который лично нес гроб святителя, сказал слова, удивительные для него: «Вот умер святой старец, других таких не будет». Мы знаем, что Петр достаточно, скажем так, прохладно относился к монашеству, ко многим церковным вопросам и темам, но здесь авторитет святителя был для него непререкаем.
До сих пор особое почитание святителя продолжается, строятся храмы и приделы в честь святителя Митрофана по всей земле. На Афоне, на Святой Горе, в Греции в Русском Пантелеимоновом монастыре есть отдельный храм XIX в., построенный в честь святителя Митрофана Воронежского. Так же на Афоне каждый день за отпустом поминают светильника Земли Русской. Там особо его почитают и говорят: пусть святитель Митрофан при жизни не был на Святой Горе, но он является покровителем всех русских монахов на Афоне. Неоднократно было явление святого угодника после земной жизни русским и греческим монахам на Афоне, которым он давал наставления укрепляться в молитве и в аскезе. Таким образом, следует признать, что он – особый покровитель, и его иконографию на Афоне можно найти и в Русском Пантелеимоновом монастыре, и в Эсфигмене, и в теперь уже греческом скиту пророка Илии, там есть его часовня и икона.
В честь этого святого по лицу земли продолжают строиться храмы, пишутся о нем книги, открываются новые сведения, потому что, как сказал один из Воронежских святителей, «неоценим вклад святителя Митрофана в Российскую государственность и в Церковь Русскую». Мы должны еще многие вещи переоценить и открыть их для себя. А святителя Митрофана будем особо почитать, будем молиться ему как нашему небесному ходатаю.
Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас!