Православие и молодежь | Благовещенский Кафедральный собор в Воронеже

Православие и молодежь


Иерей Илия Сазонов
Православие и молодежь

Будущее нашей страны – наша сегодняшняя молодежь. Пройдет не так много времени, и пути развития человеческого общества будут определять сегодняшние школьники и студенты. Какими внутренними принципами они будут руководствоваться при принятии важных, ключевых решений?

В век информационных технологий происходит огромное, разноплановое влияние на ум и души людей. Если человеку состоявшемуся, прожившему определенный жизненный промежуток времени, сделать выбор в вопросах добра и зла проще, то, как поступать молодому человеку, понятно не всегда. В современном мире, к сожалению, зачастую, грех вменяется в праведность, происходит повсеместная подмена понятий и людям, которые только вступают во взрослую жизнь, порой, сложно разобрать, что правильно и полезно, а что – наоборот. Церковь призвана соединять человека со Христом «в союзе любви» и для этого необходимо уделять огромное внимание миссии среди молодых людей.

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:19-22). Эти слова апостола Павла очень точно и глубоко выражают те принципы, по которым Церковь должна общаться с молодыми людьми. Православие называют «религией бабушек». И правда, по статистике, большую часть прихожан наших церквей составляют люди старшего поколения. Большинство людей приходят к Богу по причине каких-либо жизненных трудностей, болезней, потери близкого человека. Люди старшего возраста, учитывая жизненный опыт, понимают, что нужно подводить итог прожитых лет, оценивать пройденные этапы, и приходят к вере, осознавая, что пришло время «собирать камни».

А вот как происходит поиск истины и воцерковление у молодежи? В молодом возрасте человек сталкивается с проблемой избытка сил. Для него нет ничего невозможного, непреодолимого, и кажется, что жизнь будет продолжаться если не вечно, то бесконечно долго. У молодых людей центр жизни, по большей части, занимает свое собственное «эго». А ведь то, что находится в центре нашего существования, определяет образ нашей жизни – религиозный и нерелигиозный. Если жизнь строится вокруг понимания того, что ее центр – это Бог, значит человек живет религиозной жизнью. Если же – нет, его жизнь можно определить как нерелигиозную. Человек может формально считаться верующим, быть крещенным, иногда даже посещать церковь, но, если он искренне не считает, что в центре его бытия – Бог, он не может называться религиозным человеком. В большинстве своем, молодежь как раз и является такими формальными верующими людьми.

Религия – дело сильно человека, вопреки бытующему мнению о ней как уделе слабых людей, верующих от беспомощности. Ведь для того, чтобы обуздать свое эгоцентричное «я» и вытеснить его, взамен определив центром жизни Бога – нужно быть мужественным человеком. Для этого нужно стать «нищим духом», что в Евангельском смысле означает быть сильным духом человеком.

Когда же такой выбор делается людьми молодыми, это означает, что эти люди особенные. Религиозная молодежь заслуживает нашего уважения, бережного отношения, а их духовный дар мы просто обязаны не потерять для общего дела христианского свидетельства в мире. Нет ничего более опасного в деле миссии среди молодых людей, чем назидания и нравоучения. У молодежи может возникнуть рефлекторное отвращением, потому что они годами слышали нотации от преподавателей и людей старшего поколения. Также может возникнуть непонимание от того, что зачастую, религиозные люди, занимающиеся делом молодежной миссии, употребляют в своих речах схоластическую риторику, щедро сдабривая ее цитатами на церковно-славянском языке. Да, такие беседы могут вызвать интерес у молодежи, но у той, которая нашла уже свой путь к храму. А те, кто поглощен житейскими заботами и увлечен соблазнами мира сего, вряд ли откликнутся на такое обращение. Здесь мы и должны вспомнить слова апостола Павла и научиться разговариваться с молодежью на доступном и понятном им языке. Имеется в виду способность человека, обращаясь к молодежной аудитории, проникнуть в суть реальных жизненных и духовных проблем нового поколения и ответить на них на основании слова Божия. Ведь у нас нет другого основания для диалога с миром, но сформулировать свое слово мы должны на простом и ясном языке. Это слово должно быть искренним, сопряженным с реальными нуждами молодых людей, проникнутым любовью к этим людям. И если молодежь почувствует, что Церковь обращается к ним с искренней любовью, что наша деятельность согрета теплым и открытым чувством, что мы готовы протянуть руку и не имеем желания навязывать наш собственный выбор другим людям, вот тогда эти молодые люди будут нас слушать.

25 января мы отмечаем День памяти святой мученицы Татьяны. Святая мученица Татиана родилась в Риме в конце II века, в знатной семье. Татиана, став совершеннолетней, решила, что не будет выходить замуж. Она посвятила жизнь Христу. За свои добродетели и труды она была возведена в диаконисы. Этот чин существовал в древней Церкви и означал, что девушка имеет при храме ряд важных обязанностей.

Во время правления императора Александра Севера происходили гонения на христиан. Святую Татиану схватили, привели в храм языческого бога Аполлона и стали принуждать поклониться идолу. Однако Татиана, вопреки приказам, поклонилась в языческом храме Истинному Богу. После этого Татиану начали пытать: избивали, терзали железными крючьями, резали бритвами. Однако после пыток она вновь становилась совершенно здорова. Однажды на нее натравили свирепого льва. Но лев ее не тронул, а начал ласкаться к ней, словно кот. Тогда ее приговорили к смерти через усечение головы мечом. Вместе с ней казнили и ее отца — он разделил с дочерью мученический венец.

Святая мученица Татиана считается в России покровительницей студенчества. Ведь именно в день ее памяти в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. В 1784 году директор Московского университета обратился к архиепископу Московскому Платону (Левшину) с просьбой устроить при Университете свой храм. Церковь святой мученицы Татианы была освящена в 1791 году. В пожаре 1812 года храм сгорел, но позже был отстроен заново. В 1837 году его освятил свт. Филарет (Дроздов).

Пример святой мученицы Татианы должен заставить молодых людей задуматься об очень многом — о смысле жизни, о ее цели, о том, как человек должен встречать трудности, как он должен идти по пути, отстаивая свои убеждения. И особенно задуматься о том, как, несмотря на очень непростые внешние условия, сохранять сегодня веру в то, что подлинным движением является движение к небу, потому что «претерпевший до конца спасется» (Мф. 10:22).

Иерей Илья Сазонов


Возврат к списку