На следующий день после праздника Пятидесятницы Церковь совершает торжество Третьего Лица (Ипостаси) Святой Троицы – Духа Святого, истинного Бога, единосущного и равнославного Отцу и Сыну.
Празднование это совершается в память о сошествии Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов – учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божием, о Его искупительной жертве на кресте за грехи всего мира, о воскресении мертвых.
В Евангелие сказано, что в десятый день по вознесении Иисуса Христа на небо совершилось явление Духа Святого, обещанного Христом Утешителя, о Котором Сын Божий сказал, что Отец пошлет Духа во имя Его (Сына), и Дух Святой научит всему и напомнит ученикам Христовым все, что Он говорил им. Явление это распространило в мире познание о таинстве Святой Троицы.
Святой евангелист Лука в книге «Деяния святых апостолов» так повествует о Сошествии Святого Духа на апостолов и всех, кто молился с ними: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-18).
Со дня сошествия Святого Духа благая весть о Христе Спасителе стала распространяться по всему миру, среди всех народов, ради спасения всех людей. Укрепляемые Святым Духом апостолы Христовы благовествовали людям Слово Божие (Деян. 8:4), невзирая на различные препятствия, гонения и мучения. Господь Бог помогал им великими чудесами, которые они совершали именем Иисуса Христа и силой Святого Духа.
Духом Святым создалась и Церковь Христова, в которой Таинства совершаются именно действием Святого Духа, и через которые Он подается человеку. Без Таинств Церковь не более чем здание из дерева и камня.
Говоря о Святом Духе, мы, православные христиане, исповедуем, что Святой Дух – Третье Лицо Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. От двух других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство – Он предвечно исходит от Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Исхождение Святого Духа не имеет ни начала, ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Бог».
Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Как пишет святой Петр Дамаскин Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида».
Очень важно, что Святой Дух сходит в день Пятидесятницы – день, когда ветхозаветные верующие праздновали дарование Закона. Ветхозаветный Закон налагал ограничения на человеческий грех и подталкивал человека к добру снаружи – Святой Дух приходит, чтобы изменить сердце человеческое изнутри. Как говорится в пророчестве: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36: 26–27).
Протоиерей Роман Вылуск,
ключарь Благовещенского кафедрального собора