Ученики Христовы

5 Августа 2018
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен отличать христианина от прочих людей, помимо факта крещения.

Священное Писание повествует о первых христианах. В 11-й главе Апостольских деяний говорится о том, что апостолы Варнава и Павел целый год проповедовали в Антиохии, «и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». Христианами стали называться именно ученики.

Кроме этого случая слово «христианин» встречается в Новом Завете еще два раза. А вот слово «ученик» – сотни. Слово «христианин» как бы уточняет слово «ученик», объясняет, что мы – ученики именно Христовы.

Значит, основной признак христианина – ученичество у Христа Спасителя.

Христу понадобилось три года очень близкого, непосредственного общения с апостолами, прежде чем наступил момент, когда Он сказал: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15: 15).

Апостол Павел, вероятно, также три года учился у Христа. После своего обращения на пути в Дамаск, он отправляется в пустынную Аравию, где проводит уединенную молитвенную жизнь и получает некий мистический опыт, о котором впоследствии напишет так: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1: 11–12).

Конечно, три года – это только задаток, начало. Апостол Иоанн Богослов, составляя Евангелие позже прочих апостолов, на закате своей долгой жизни, не переставал считаться учеником: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин. 21: 24). Ученик Христов – ученик до смерти. Смерть – выпускной.

Ученичество – это нелегкий труд, и отметки в процессе мы получаем разные. Также, как и первые христиане, как апостолы. Учение же христианское – это учение любви. Предмет не так сложен, сложно лишь прикладывать усилия к познанию и изучению. Христианство не виновато в том, что правду его не исполняют и не осуществляют в жизни. Христос не виноват в том, что заветы Его попирают.

Вся история христианства – это история падения и восстания, история борьбы, побед и поражений. Да поражений, потому, что будем говорить честно, не все одерживают победу, не все сдают выпускной экзамен, не все получают диплом – пропуск в Царствие Небесное. Чаще же из учеников Христовых уходят добровольно. Учиться, мол, надоело, лень, сложно, да и другие интересы появились. Такой человек да не мнит себя христианином. Не христианин он уже, по сути, хотя и крещен, хотя и в храм иногда заглядывает и свечи по подсвечникам расставляет.

К великому сожалению, к концу времен, упадок образования будет настолько велик, что сам Христос сомневается, найдет ли веру на земле, предсказывает оскудение любви. И это происходит уже в наше время. Мы откладываем познания на потом, на завтра, не поучаясь в слове Божием, не творя милостыню, не являя любовь к ближним…

Церковь в данном контексте можно сравнить с институтом, где ученики получают знания через преподавателей. И, в последнее время, люди стали бросать институт, в том числе и из-за преподавателей – строгий, живет не так, как учит, грешник. Сформировался стереотип, что христианская Церковь должна состоять из людей совершенных, из святых, и осуждают Церковь за то, что в ней столько людей грешных, несовершенных, столько плохих христиан, плохих преподавателей, посредственных учеников. Но это есть непонимание природы Церкви, забвение ее сущности. Церковь и существует прежде всего для грешников, для несовершенных, для погибающих. Церковь всегда нисходит в грешный мир и действует среди стихий мира, погруженных в грех.

В этом свете некоторые переходят в другой «институт», некоторые совсем бросают учебу. Всегда нужно помнить, что в Церкви есть божественная и есть человеческая сторона, что жизнь Церкви есть богочеловеческая жизнь, взаимодействие Божества и человечества. Божественная основа Церкви — вечна и непогрешима, свята и чиста, она не может быть искажена, и врата адовы не одолеют ее. Божественная сторона Церкви — сам Христос, Глава Церкви, евангельское нравственное учение, основные начала нашей веры и догматы Церкви, таинства, действие благодати Духа Святого в Церкви. Но человеческая сторона Церкви погрешима и изменчива, в ней, в самом церковном человечестве могут быть болезни, упадок, охлаждение. Грехи церковного человечества, церковной иерархии не являются грехами Церкви, взятой в ее божественной сущности, и нисколько не умаляют святости самой Церкви.

Учиться необходимо и в «институте», и самостоятельно по книгам, и учиться многому: вере, любви, молитве, честности, терпению, воздержанию, состраданию, кротости, скромности и многому другому. Мы, в конце концов, учимся умирать так, чтобы воскреснуть в жизнь вечную.

Римский философ Сенека сказал фразу, ставшую крылатым выражением: «Век живи – век учись тому, как следует жить». Мы, как истинные ученики Христовы до конца жизни должны познавать науку жизни по Его заповедям и заветам, ведь в этом залог нашего спасения. Еще одна фраза, сказанная Александром Суворовым гласит: «Ученье – свет, а неученье – тьма». Учение Христово – есть свет миру, а отступление от него – погибель. Будем же всегда об этом помнить! Будем всегда оставаться Церковью, учениками, христианами!

Иерей Олег Шурупов



Возврат к списку


Ратный подвиг
Ратный подвиг

Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361–363). Наряду с другими воинами его посылали преследовать и убивать христиан. Оставаясь внешне гонителем, святой Иоанн...


Ученики Христовы
Ученики Христовы

Исторически, наша страна – православная. Большинство населения крещеное. И почти все крещеные называют себя «христианин/христианкой». Но давайте попытаемся разобраться, какой основной признак должен...


Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)
Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые...


РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев
РУССКАЯ ГОЛГОФА К 100-летию мученической кончины Царственных страстотерпцев

Дети Царской семьи: какими знали их современники?

 «…Если для возведения здания счастливого человечества необходимо замучить всего лишь ребенка, согласишься ли на слезе его основать это...


Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла
Слово в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Сегодня Святая Православная Церковь празднует замечательный праздник – день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Роль их в истории человечества, за более чем две тысячи лет, без сомнения...


«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»
«Тро́ицу единосу́щную песносло́вим, Отца́ и Сы́на, со Святы́м Ду́хом…»

В двунадесятый праздник Пятидесятницы, день Святой Троицы в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа была совершена Божественная литургия.

Храм традиционно украшен зеленью. Ранним утром...


«Экзамен состоялся!»
«Экзамен состоялся!»

21 мая в Воскресной школе прошло последнее, завершающее учебный год, итоговое занятие.

Можно сказать, что наши воспитанники, родители и даже преподаватели в этот день сдали экзамен в необычной...


Солдаты не уходят в никуда…
Солдаты не уходят в никуда…

9 мая в 9 часов Воскресная школа при Благовещенском кафедральном соборе собралась на территории собора, чтобы присоединиться к общественной акции «Бессмертный полк».

Сохранить память о ветеранах,...