Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

18 Июля 2018
Русское монашество. (Ко дню памяти прп. Сергия Радонежского)

Свет монахам — Ангелы, 
а свет для всех человеков — монашеское житие
(прп. Иоанн Лествичник)

«Не расколете жизнь на мир и монастырь.- Пути несколько разные, а цель то одна»

Архим.Иоанн (Крестьянкин)

«Мне вспоминается послушник Валаамского монастыря, о котором рассказывал мой духовник. Он пятьдесят лет пробыл в монастыре, но так и не согласился на постриг. Он прошел целую жизнь подвига, но считал себя неготовым к монашеству. Мой духовный отец, тогда еще мирянин, искавший свой путь, спросил его: «Что же такое монашество, кто такой монах, что ты не можешь стать им, хотя ведешь монастырскую жизнь?» И тот ответил: «Монах — это человек, который всем сердцем скорбит и плачет над горем мира, и к этому я еще не пришел».

 Митрополит Антоний Сурожский 

 

 

 

Монашество имеет разные внешние формы. Есть монахи, живущие в монастырях, есть живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются благотворительностью или социальным служением, заботятся о бедных. Есть монахи - священнослужители на приходах. Одним словом, внешняя картина монашеской жизни может быть самой разной. Но внутренняя суть от этого не меняется. А она заключается, в двух вещах - в одиночестве и в непрестанном служении Богу. И причина ухода от мирской к духовной жизни одна - любовь к Господу.

Монгольское иго не только уничтожило древнерусскую государственность, но и нанесло непоправимый духовный урон Киевской Руси. Огнем и мечем испепелило Батыево нашествие землю Русскую, усугубив политическую княжескую раздробленность рассеянностью культурной и духовной. Пресеклась монашеская традиция, принесенная преп. Антонием Печерским со Святой Горы Афон, суть которой заключалась в богодохновенном старчестве – основе доброго общежительного монашеского устройства.

Живой интерес к личности преподобного Сергия Радонежского побуждает к внимательному изучению монашеской традиции XIV-XV веков, возрождению которой дал начало, подвиг русского подвижника. 

Благодаря преп. Сергию Радонежскому во 2-й половине XIV в. полностью изменяется характер монастырской жизни Московской Руси. Общежительный устав для большинства монастырей становится нормой. Ученики и последователи Сергия не только положили начало множеству новых монастырей, в сравнении с домонгольской эпохой существенно изменилась их география. Если прежде преобладающими были городские монастыри, то теперь стали доминировать обители, расположенные в удалении от городов, что было связано с усугублением молитвенно-аскетического подвига. Еще одной особенностью монастырей этого времени было то, что их, как правило, основывали не ктиторы из числа представителей элиты русского общества, а сами монахи-подвижники. 

Именно монашеские общины, монастыри, основанные святым или его учениками, стали опорными духовными центрами, способствовавшими не только христианизации населения, но и консолидации русских земель, так как зачастую монастыри через каноническое подчинение Митрополиту Московскому, имевшему тесные связи с высшей мирской властью, становились союзниками и проводниками княжеских интересов в области. 

Сам преподобный Сергий, помимо Троицкого, основал еще 4 монастыря: Благовещенский на Киржаче, Богоявленский в Голутвине около подмосковного города Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове и Георгиевский на Клязьме. Всего пять монастырей, из которых действуют поныне 4 первых. Ближайших его учеников и «собеседников» было 21 человек. Вместе с близкими последователями той же традиции, а так же монахами родственных по духу, возможно никогда не соприкасавшихся тесно с преп. Сергием, но живших в русле его монашеской традиции — около 70 человек, которые основывая монастыри и налаживая монашескую жизнь, в прямом смысле слова преображали человеческую жизнь в регионе духовного влияния. Чаще всего новые обители основывались в честь Живоначальной Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, так же в честь Вознесения Господня, Воскресения, в честь Одигитрии и Покрова и в честь Иоанна Крестителя. 

Как правило, ученики преп. Сергия, воодушевившись верой в Бога и примером своего святого учителя, отваживались уходить далее в малоизвестные места в поисках уединенного безмолвия. Получив благословение учителя, они начинали проходить тяжелый подвиг борьбы со грехом в условиях, немыслимых для обычного человека, в одиночестве, преодолевая слабости человеческой природы, искушения темных сил, и горько жалели лишь об одном – что место их подвига становилось известным кому-нибудь из случайно заблудившихся в диких и безлюдных лесах. «Не может укрыться светильник…»,- говорит Священное Писание. Пример неимоверной силы духа, укрепленной могучей верой в Бога, опыт качественно иной жизни подвижников, привлекал души ищущих в сумерках тленного мира — свет невечерний. И уже новые последователи приходили к месту святых подвигов своих предшественников перенять благодатный опыт, и, таким образом, создавались новые монастыри по всем пределам Северной Руси. В дальнейшем из этих монастырей выйдут многие иерархи Русской Православной Церкви, которые своим пастырским служением будут подавать пример верующим в различные периоды истории Русского государства. 

Духовный опыт святого не только повлиял на современную ему монашескую жизнь, но и на более глобальные процессы известные под названием «колонизация русского Севера». Весь парадокс монашеской традиции на Руси в XIV–XVI веках заключался в том, что, будучи направленной на замкнутость и отрешенность от удобств цивилизации своего времени, она заставляла иноков пускаться в поиски желаемого уединения все дальше от обжитых мест в незаселенные и мало просвещенные христианством земли Северо-Востока. Фактически, продвигаясь вглубь и устраивая монастыри, ученики преподобного Сергия становились миссионерами, поскольку обители превращались в духовно-просветительские центры для местного населения, селившегося вокруг нее, а так же способствовали притоку русских людей из центральных районов. Сплачиваемые духовными узами любви, монахи своим примером способствовали объединению общин, как переселенцев, так и местных жителей, которые нередко включаясь в хозяйственную жизнь обители, помогали обживать территорию, способствуя этим укреплению государственности. Таким образом, мы видим, что именно Церковь становиться исключительно важным фактором исторического и даже государственно-политического прогресса XV-XVI веков на Руси. И ключевой фигурой видится именно преподобный Сергий, давший мощный духовный импульс внутреннему и внешнему монашескому деланию. 

Таким образом, во времена преподобного Сергия было заложено начало аскетического и монастырского возрождения Руси, не потерявшего своего значения и в наши дни. Также стоит подчеркнуть, что поскольку вновь основанные монастыри подчинялись напрямую Московскому митрополиту (что выводило их из власти местного княжества), авторитет священнослужителей служил также консолидации Русских земель, так как представитель духовной власти на Руси всегда тесно соприкасался со светской властью, а в эпоху удельной раздробленности именно власть общерусского митрополита, поставленного за пределами Русского государства, и существующая независимо от местных князей, служила сохранению единства Русской Церкви, единению Руси, противодействовала сепаратистским тенденциям удельных княжеств. 

В заключение хотелось бы отметить, что искать идеал русского человека следует искать именно в святости. Лишь свобода духа, свобода, даруемая в творческом акте нравственной перемены, способна уничтожить вечный страх перед смертью. Воскресение души начинается уже здесь, но оно требует кропотливой работы. Поэтому, мы можем сказать, что истинным творцом является аскет, посвятивший свою жизнь духовному подвигу созидания нового человека в себе, а через себя и преображения мира, в точках соприкосновения с ним. И именно монастыри, своеобразные лаборатории духа, способствовали приобщению мира к бесценным плодам аскетического творчества, создавая и фиксируя смыслы в русской культуре, передаваемые традицией из поколения в поколение. И хотя культура сама по себе является сферой душевного творчества, но подлинная культура всегда питается Духом, черпая свои силы в Таинствах. 

Подготовил протодиакон Александр Палий




Возврат к списку


Соборность Церкви - залог истинности нашей веры
Соборность Церкви - залог истинности нашей веры

11 октября Святая Церковь совершает празднование святым отцам VII Вселенского собора.

В наши дни, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывает к всеправославному обсуждению...


Памяти Патриарха Тихона
Памяти Патриарха Тихона

Иногда, в минуты отчаяния, жизнь представляется нам бессмысленным хаосом. Великое множество мнений об одном и том же, различных человеческих устремлений, в большинстве своем корыстных, побуждают душу...


Памяти «Российского Златоуста» – свт. Димитрия Ростовского
Памяти «Российского Златоуста» – свт. Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша преодолевала новый этап в своем историческом развитии. Это было время петровских реформ, время непростое для Церкви, время очень трудное для народа....


Крест Христов
Крест Христов

В  праздник Крестовоздвижения Святая Православная Церковь вспоминает, как равноапостольная царица Елена нашла Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.  Крест был обретен в 326...


Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном...


В гости к Заступнице Усердной
В гости к Заступнице Усердной

2 ноября по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия группа паломников Воскресной школы при Благовещенском кафедральном соборе в сопровождении духовника Воскресной школы иерея Олега...


Детская Божественная литургия перед началом учебного года
Детская Божественная литургия перед началом учебного года

23 сентября в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора была совершена Божественная литургия, в которой участвовали преподаватели, воспитанники и родители Воскресной школы.

Богослужение...


Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»
Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»

15 сентября Воскресная школа приняла участие в благотворительной акции «Белый цветок». Ярмарочные палатки с игрушками, сладкой выпечкой и чаем были поставлены на «Православной улице», которая расположилась...