Таинство покаяния в вопросах и ответах

Таинство покаяния в вопросах и ответах

Таинство покаяния (исповедь) - Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Так как власть вязать и решить дана Господом апостолам и их преемникам, то Таинство покаяния могут совершать только епископы и законно рукоположенные епископами пресвитеры.

Установление Таинства

Установление сего Таинства ведет начало от Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего Своим ученикам: «Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы... Им же отпустите грехи, отпустятся им: им же держите, держатся» (Ин. 20: 21-23).

В первые три века Христианства, если кто-либо впадал в особенно тяжкий грех, каковыми признавались: отпадение от веры, убийство и блуд, таковой совершенно отлучался от Церкви. Если же он изъявлял искреннее раскаяние и желание вновь быть принятым в Церковь, он должен был исповедать свой грех публично, перед всею Церковью и пройти в течение нескольких лет, в доказательство искренности своего раскаяния, разные степени испытания.

С конца 3-го века входит в употребление частная исповедь, наедине перед духовником. Главным поводом к введению такой частной исповеди был раскол новациан. Два пресвитера Новаций римский и Новат карфагенский начали учить, что впадшие в тяжкие грехи после крещения совсем не могут быть разрешаемы. Церковь осудила их учение и в предотвращение нарекания от еретиков и соблазна для слабых, предоставила епископам власть назначать особенных пресвитеров, известных своею жизнью и опытностью духовной, духовниками и поручать им принимать исповедание во грехах наедине.

Преимущественным временем для исповеди считаются посты, но можно совершать Таинство покаяния и во всякое другое время. Переходить от одного духовника к другому без особенных причин церковными правилами запрещается (Ап. пр. 12, Москов. соб. 1677 гл. 6), особенно состоящим под епитимией.

Как приготовиться к Таинству исповеди

В настоящее время частная исповедь в храмах Русской Православной Церкви принимается священнослужителями ежедневно, как правило, во время утреннего и вечернего богослужений. Если исповедующийся не собирается приступать к Таинству Евхаристии, то говение перед исповедью не полагается.

Непременными условиями Таинства исповеди являются сокрушение о содеянных грехах, суд совести, осуждение своего греховного прошлого, ненависть ко греху, решимость отказаться от греховного направления своей воли, твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою жизнь. Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией.

Священник принимает исповедника пред аналоем, на котором лежат символы искупления нашего – Святое Евангелие и Крест. Кающийся со смирением трижды повергается ниц перед ними, как бы перед Самим Господом, своим Искупителем и Судиею. Тогда священник читает ему «Последование о исповедании». Это последование читается обыкновенно сразу для всех исповедующихся вместе, если исповедуется не один, а многие. Но самая исповедь, по указанию Требника, должна быть наедине с каждым человеком, хотя бы то был малолетний. После разрешительной молитвы кающийся целует Евангелие и Крест и берет благословение.

К Таинству исповеди приступают все крещенные православные христиане с 7-летняго возраста.

Ни один священник не имеет права отказать в исповеди православному христианину, обращающемуся от греха (Апостольское правило 52), особенно же в случае, когда необходимо немедленно исповедовать больного.

Епитимия

После исповеди священник может дать кающемуся «канон против согрешения его», то есть налагает на него епитимию за грехи. Епитимия от греческого «епитимао» (επιτιμαω - запрещаю, а επιτιμιον - наказание, возмездие) – прещения, которые налагаются или в виде духовного наказания грешнику (отлучение на известный срок от Святого причащения) или в виде духовного врачевства (пост, поклоны, милостыня, молитвы). Епитимия налагается для духовной пользы покаявшегося, как благочестивое упражнение, которое помогает избавиться от плохого навыка грешить.

По канонам за многие тяжкие грехи полагается отлучение на несколько лет от Святого причащения, причем разрешается только пить «агиасму», то есть Богоявленскую Святую воду. Отлучению от Святых Таин духовник без архиерея сам подвергнуть не может. В настоящее время, в виду общего упадка религиозно-нравственной жизни, отлучение от Святого причащения на большие сроки не допускается.

Для исполнившего епитимию в Требнике положена особая молитва над разрешающим от запрещения.

В Благовещенском кафедральном соборе Таинство исповеди совершается ежедневно перед Божественной литургией и на вечернем богослужении. Так же исповедоваться можно в нашем соборе в любое время дня (c 11:00 до 15:30) у дежурного священника.



Возврат к списку


«Ангел, апостол, мученик, пророк, свечник, и друг Христов, пророков печать, ходатай ветхой и новой благодати, в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас»
«Ангел, апостол, мученик, пророк, свечник, и друг Христов, пророков печать, ходатай ветхой и новой благодати, в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас»

В день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в Благовещенском...


Торжественное богослужение у мощей Небесного покровителя нашего края святителя Митрофана возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий
Торжественное богослужение у мощей Небесного покровителя нашего края святителя Митрофана возглавил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий

День памяти первого святителя Воронежской земли уже пятый год отмечается как государственный праздник Воронежской области.

В день памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, ...


День памяти перенесения мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского
День памяти перенесения мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского

9 августа 2015 года, в день памяти перенесения мощей сщмч. Петра (Зверева) архимандрит Сергий (Копылов) совершил уставное ночное Богослужение в Благовещенском кафедральном соборе. Его...


Архимандрит Сергий (Копылов) избран епископом Семилукским, викарием Воронежской епархии
Архимандрит Сергий (Копылов) избран епископом Семилукским, викарием Воронежской епархии

22 октября 2015 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству ...


Паломническая поездка Воскресной школы в Задонский монастырь
Паломническая поездка Воскресной школы в Задонский монастырь

2 июня, накануне празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, учащиеся и их родители, преподаватели Воскресной школы Благовещенского собора в сопровождении духовника школы иерея Олега Шурупова,...


Закончился очередной учебный год
Закончился очередной учебный год

 26 мая в 6:40 воспитанники, родители, преподаватели Воскресной школы собрались в нижнем храме Благовещенского собора для того, чтобы вместе, едиными устами и единым сердцем, прославить Бога ...


«Красная шапочка на Божьем лугу»
«Красная шапочка на Божьем лугу»

15 мая в рамках Православного форума «Благодатный огонь в сердце каждого», который в эти дни проходит во Дворце детей и юношества, творческий коллектив «Христославы» Воскресной школы при Благовещенском...