Таинство покаяния в вопросах и ответах

Таинство покаяния в вопросах и ответах

Таинство покаяния (исповедь) - Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Так как власть вязать и решить дана Господом апостолам и их преемникам, то Таинство покаяния могут совершать только епископы и законно рукоположенные епископами пресвитеры.

Установление Таинства

Установление сего Таинства ведет начало от Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего Своим ученикам: «Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы... Им же отпустите грехи, отпустятся им: им же держите, держатся» (Ин. 20: 21-23).

В первые три века Христианства, если кто-либо впадал в особенно тяжкий грех, каковыми признавались: отпадение от веры, убийство и блуд, таковой совершенно отлучался от Церкви. Если же он изъявлял искреннее раскаяние и желание вновь быть принятым в Церковь, он должен был исповедать свой грех публично, перед всею Церковью и пройти в течение нескольких лет, в доказательство искренности своего раскаяния, разные степени испытания.

С конца 3-го века входит в употребление частная исповедь, наедине перед духовником. Главным поводом к введению такой частной исповеди был раскол новациан. Два пресвитера Новаций римский и Новат карфагенский начали учить, что впадшие в тяжкие грехи после крещения совсем не могут быть разрешаемы. Церковь осудила их учение и в предотвращение нарекания от еретиков и соблазна для слабых, предоставила епископам власть назначать особенных пресвитеров, известных своею жизнью и опытностью духовной, духовниками и поручать им принимать исповедание во грехах наедине.

Преимущественным временем для исповеди считаются посты, но можно совершать Таинство покаяния и во всякое другое время. Переходить от одного духовника к другому без особенных причин церковными правилами запрещается (Ап. пр. 12, Москов. соб. 1677 гл. 6), особенно состоящим под епитимией.

Как приготовиться к Таинству исповеди

В настоящее время частная исповедь в храмах Русской Православной Церкви принимается священнослужителями ежедневно, как правило, во время утреннего и вечернего богослужений. Если исповедующийся не собирается приступать к Таинству Евхаристии, то говение перед исповедью не полагается.

Непременными условиями Таинства исповеди являются сокрушение о содеянных грехах, суд совести, осуждение своего греховного прошлого, ненависть ко греху, решимость отказаться от греховного направления своей воли, твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою жизнь. Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией.

Священник принимает исповедника пред аналоем, на котором лежат символы искупления нашего – Святое Евангелие и Крест. Кающийся со смирением трижды повергается ниц перед ними, как бы перед Самим Господом, своим Искупителем и Судиею. Тогда священник читает ему «Последование о исповедании». Это последование читается обыкновенно сразу для всех исповедующихся вместе, если исповедуется не один, а многие. Но самая исповедь, по указанию Требника, должна быть наедине с каждым человеком, хотя бы то был малолетний. После разрешительной молитвы кающийся целует Евангелие и Крест и берет благословение.

К Таинству исповеди приступают все крещенные православные христиане с 7-летняго возраста.

Ни один священник не имеет права отказать в исповеди православному христианину, обращающемуся от греха (Апостольское правило 52), особенно же в случае, когда необходимо немедленно исповедовать больного.

Епитимия

После исповеди священник может дать кающемуся «канон против согрешения его», то есть налагает на него епитимию за грехи. Епитимия от греческого «епитимао» (επιτιμαω - запрещаю, а επιτιμιον - наказание, возмездие) – прещения, которые налагаются или в виде духовного наказания грешнику (отлучение на известный срок от Святого причащения) или в виде духовного врачевства (пост, поклоны, милостыня, молитвы). Епитимия налагается для духовной пользы покаявшегося, как благочестивое упражнение, которое помогает избавиться от плохого навыка грешить.

По канонам за многие тяжкие грехи полагается отлучение на несколько лет от Святого причащения, причем разрешается только пить «агиасму», то есть Богоявленскую Святую воду. Отлучению от Святых Таин духовник без архиерея сам подвергнуть не может. В настоящее время, в виду общего упадка религиозно-нравственной жизни, отлучение от Святого причащения на большие сроки не допускается.

Для исполнившего епитимию в Требнике положена особая молитва над разрешающим от запрещения.

В Благовещенском кафедральном соборе Таинство исповеди совершается ежедневно перед Божественной литургией и на вечернем богослужении. Так же исповедоваться можно в нашем соборе в любое время дня (c 11:00 до 15:30) у дежурного священника.



Возврат к списку


«Ангел, апостол, мученик, пророк, свечник, и друг Христов, пророков печать, ходатай ветхой и новой благодати, в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас»
«Ангел, апостол, мученик, пророк, свечник, и друг Христов, пророков печать, ходатай ветхой и новой благодати, в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас»

В день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в Благовещенском...


Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже
Пасхальная благотворительная ярмарка в Воронеже

12 мая, в день памяти прп. Нектария Оптинского митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству сослужили: епископ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Пасхальную Вечерню в Благовещенском кафедральном соборе

Пасхальная Вечерня - светлое торжественное богослужение, венчающее первый день всерадостного Праздника Воскресения Христова, вершиной которого является чтение Евангельского повествования апостола ...


Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья
Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в главном храме столицы Черноземья

В Неделю 4-ю по Пятидесятнице, прор. Амоса, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Благовещенском кафедральном соборе. Его Высокопреосвященству ...


Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси
Православный мир воспоминает святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси

В день памяти св. равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия, 1000-летие блаженной кончины которого отмечается в этом году, по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия...


В гости к Заступнице Усердной
В гости к Заступнице Усердной

2 ноября по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия группа паломников Воскресной школы при Благовещенском кафедральном соборе в сопровождении духовника Воскресной школы иерея Олега...


Детская Божественная литургия перед началом учебного года
Детская Божественная литургия перед началом учебного года

23 сентября в нижнем храме Благовещенского кафедрального собора была совершена Божественная литургия, в которой участвовали преподаватели, воспитанники и родители Воскресной школы.

Богослужение...


Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»
Воскресная школа приняла участие в Благотворительной акции «Белый цветок»

15 сентября Воскресная школа приняла участие в благотворительной акции «Белый цветок». Ярмарочные палатки с игрушками, сладкой выпечкой и чаем были поставлены на «Православной улице», которая расположилась...